Анализ внутренней среды организации
Внутренняя среда организации – это часть общей среды предприятия, находящаяся в ее пределах. Она постоянно и непосредственно воздействует на функционирование организации.
Менеджер должен формировать и изменять при необходимости, внутреннюю среду организации, которая является совокупностью ее внутренних переменных. Для этого необходимо их знать и уметь выделять.
Внутренние переменные – это факторы внутри организации, возникающие ситуационно. Так как организация – это созданная людьми система, то внутренние переменные, преимущественно созданы людьми, путем принятия управленческих решений.
Анализ внутренней среды организации проводят, чтобы сравнить положение компании и положение ближайших конкурентов, то есть, чтобы оценить конкурентную стратегическую позицию организации.
На сегодняшний день выделяют несколько видов структуры организации:
- линейно-функциональная – деятельность компании осуществляют различные функциональные подразделения, то есть, сначала работу выполняют узкоспециализированные подразделения, а потом передают в следующее функциональное подразделение;
- матричная структура – функциональные подразделения, построенные в соответствии с проектами. Сначала создаются временные рабочие группы, позже формируются постоянно действующие команды и назначают менеджера, отвечающего за координацию и результаты деятельности этих команд;
- дивизиональная структура – штабные функции получают производственные звенья. Этим они оттягивают на себя часть ответственности за разработку, производство и сбыт собственной продукции, а управленческие ресурсы получают свободу, чтобы решать стратегические задачи;
- сетевая структура – основана на сотрудничающих, многофункциональных командах и бизнесах, объединенных в сети внутри одной компании. Команды работают в качестве сети элементов, выполняя функция «клиент-сервер»;
- горизонтальная структура – выстраивается вокруг процесса производства. Идет установление тесных рабочих отношений с поставщиками и другими внешними организациями, обучение персонала и вовлечение его во все ключевые аспекты проекта.
Анализ внешней среды организации
На сегодняшний день изучение внешней среды идет значительно менее тщательно и подробно, чем внутренней. Менеджеру необходимо знать реальное состояние внешней среды и уметь реагировать на ее изменения, включая действия конкурентов и изменения технологии и пр. Все факторы внешнего окружения тесно связаны, так же, как и внутренние факторы.
Если затрагивать число внешних факторов, на которые организация должна реагировать, то на нее будут оказывать влияние государственные постановления, частые перезаключения договоров с профсоюзами, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно сделать вывод, что такая организация находится в сложном положении, по сравнению с организациями, озабоченными действиями только нескольких поставщиков, нескольких конкурентов.
Внешняя среда изменчива, в ней постоянно протекают изменения. Многими исследователями указывалось, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Если брать во внимание сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, то организации или ее подразделениям необходимо базироваться на более разнообразной информации для принятия эффективных решений о своих внутренних переменных. Это затрудняет принятие решений.
Методы анализа внешней и внутренней среды
Сущность анализа системы управления предприятием предполагает систематическое изучение и оценку контролируемых и неконтролируемых факторов (событий и объектов), которые относятся к предприятию. Главная цель такого анализа – получить необходимую планово-прогнозную информацию, а дополнительная цель – выявить сильные и слабые стороны в самом предприятии, а также возможности и риски, связанные с его внешней средой.
Анализируя состояние внешней среды, особое внимание уделяют анализу рынков, уровню конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий-конкурентов выстраивается в соответствии с такой же схемой, как и собственным производством.
В практическом плане шло формирование специфических методов анализа, объекты которых могли быть представлены отдельными группами и процессами, а также целые отрасли. Наиболее распространенными методами анализа были:
- функционально-стоимостный анализ – объект такого анализа – продукты и продуктовые группы, а также производственные процессы. Стоимостной анализ дает возможность свести к минимуму затраты на производство продукции;
- бенчмаркинг – является процессом сопоставления результатов деятельности собственной организации с результатами конкурентов и эталонными образцами, представленными компаниями мирового уровня;
- анализ полей бизнеса - включает изучение воздействия рыночных стратегий на прибыль, учитывает не только потоки денежных масс, но и показатели возврата инвестиций на капитал, ликвидность и финансовую устойчивость;
- классический сравнительный анализ – сопоставляет технико-экономические показатели с финансовыми на собственном предприятии и предприятиями-конкурентами;
- сравнительный отраслевой анализ – включает сопоставление технико-экономических и финансовых показателей своего предприятия и предприятий-конкурентов;
- сравнительный отраслевой анализ – сравнение показателей предприятий внутри одной отрасли, например, оборота, производительности, труда, рентабельности и пр.;
- количественный анализ состояния внешней среды основан в основном на абсолютных и относительных показателях, представленный аналитическими таблицами и графиками.