Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ организационных структур управления

Понятие, сущность и типы организационных структур управления предприятием

Определение 1

Анализ организационных структур управления – это оценка эффективности совокупности специализированных функциональных подразделений предприятия, взаимосвязанных в процессе обоснования, разработки, принятия и внедрения управленческих решений.

Организационная структура управления глобально влияет на все аспекты работы компании. А именно, структура показывает эффективность взаимодействия филиалов, эффективность контроля их деятельности, адаптивность, гибкость компании к меняющимся внешним условиям. Структура управления - это фундамент компании, в котором на начальном этапе формируются возможности компании к росту и развитию.

Базовые составляющие организационной структуры - это сепарирование на филиалы (отделения, секторы и т.д.), а также подчиненность и подотчетность.

Разработка структуры основана на стратегических планах компании. Разработка общей стратегии предприятия – это действие, которое относится к стратегическому планированию. Так как со временем стратегии изменяются, то может потребоваться внесение соответствующих изменений и в организационных структурах.

Определение 2

Организационная структура – это логическое соотношение ступеней управления и функциональных областей, обеспечивающее эффективное достижение целей компании.

Формируемые связи зачастую носят функциональный или линейный характер:

  • Линейные связи показывают движение решении менеджмента и информации между руководителями, т.е. сотрудниками, отвечающими за работу компании и ее филиалов.
  • Функциональные связи, которые еще называются штабными, занимают место в сегменте взаимодействия информации между разными частями компании.
«Анализ организационных структур управления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В рамках структуры организации происходят разные процессы (производства, управления и др.), участники которых получают соответствующие функции и задачи.

С этой точки зрения структуру организации можно принимать как форму распределения разных видов деятельности между ее элементами и координации деятельности этих элементов, направленной на достижение целей компании.

Структура не может быть единой для всех типов предприятий, однако каждое предприятие имеет ту или иную структуру, приспособленную к достижению ее целей.

Определение 3

Структура – это организационная характеристика системы, которая представляет собой совокупность системообразующих отношений и связей, которые обеспечивают равновесие и стабильность системы, соподчиненность, взаимодействие и пропорциональность составляющих ее компонентов.

Определение 4

Звено управления – это автономное подразделение со строго определенными функциями.

Им может являться отдельное подразделение, которое берет на себя часть функции менеджмента, управление полностью или же все функции управления. К звену управления принято относить и директоров. одной ступени могут быть представлены несколько звеньев управления.

Координация между звеньями управления осуществляется связями, коммуникациями, взаимоотношениями. По функциональному назначению и содержанию отношения и связи, которые составляют структуру компании, делятся на три группы:

  1. Связи непосредственного взаимодействия, которые обеспечивают создание у системы ранее не существующих свойств, недоступных отдельным составляющим ее элементам.
  2. Отношения соподчиненности, характеризующие структуру подчинения в компании и уровни ее строения.
  3. Соотношения, устанавливающие пропорциональность структуры предприятия и обеспечивающие взаимное соответствие качественных и количественных параметров отдельных элементов системы.

По ориентации связи бывают вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные связи – это взаимодействие подчинения и руководства, это иерархические связи, субординационные. Они нужны при наличии нескольких этапов менеджмента. Эти связи работают каналами передачи отчетной и распорядительной информации. Вертикальные связи носят линейный или функциональный характер.

Горизонтальные связи – это связи координации и кооперации равноправных узлов управления. Их главная задача – обеспечить максимально эффективное взаимодействие подразделений, которые находятся на одной ступени при решении проблем.

Линейные связи - это связи подчинения по всему спектру вопросов. Это отношения, которые полагают, что управленец реализует власть и осуществляет единоличное и прямое управление подчиненными по всем аспектам деятельности.

Функциональные связи – это связи подчинения в рамках реализации конкретной функции управления. В зависимости от установленных в компании принципов управления и вида организационной структуры они носят информационный, рекомендательный или совещательный характер.

Инвариантные связи – это связи, которые остающиеся фактически неизменными при любых условиях, что обуславливается целевой ориентацией и функциональным назначением системы, ее характеристиками, спецификой исполнения связей в конкретной компании.

Вариабельные связи – это связи, которые меняют свои характеристики при изменении ситуации. Вариабельность связей проявляется в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей между классификационными группами.

Внутрисистемные межкомпонентные связи являются структурой компании, но они не описывают строение компании. Основой строения предприятия считается соединение – узел связи со всеми входящими и исходящими каналами.

Структуры по функциональному назначению и содержанию делятся таким образом:

  • Технологические структуры – все связи технологического процесса производства продукции.
  • Организационно–управленческие структуры – все связи, обеспечивающие координацию, упорядоченность и регулирование деятельности компании по достижению ее целей.
  • Экономические структуры – экономические взаимоотношения отдельных членов компании.
  • Социально–психологические структуры – комплекс связей, описывающих социальный статус членов организации (психологические отношения между людьми).

Принципы структуризации

Рациональная структура возникает не спонтанно. Существуют следующие принципы структуризации:

  • целеполагание;
  • приоритет функции над составом звеньев;
  • первичность комплекса функции, миссии, целей;
  • приоритет объекта над субъектом;
  • положение во внешней среде;
  • полная координация;
  • адаптивность;
  • минимум сложности.

Структуру формируют только устойчивые отношения и связи.

Составляющие структуру связи должны быть ярко выраженными и сильными, четкими, а отношения – понятными, однозначными и определенными. Важно понимать, что есть структуры с ослабленными связями. Эти структуры появляются при переходе системы из одного состояния в другое.

В постоянно изменяющихся условиях функционирования организационные структуры не могут пассивно развиваться, они обязаны становиться объектом сознательного изменения, вот для чего требуется их типология.

К внутренним компонентам организационной структуры, определяющим ее типологию, относят:

  1. Степень централизации – децентрализации менеджмента.
  2. Степень сложности, описываемую степенью вертикальной и горизонтальной дифференциации разных видов деятельности управленцев.
  3. Степень формализации механизма управления.

Выраженность конкретных компонентов в их сочетании характеризует уровень адаптивности определенной структуры к внешним условиям функционирования компании, что условно позволяет отнести ее к органическому или механическому типу структур управления.

Механический тип организационных структур управления в основном описывает принцип иерархичности, потому их называют иерархическими. Они характеризуются высоким уровнем формализации механизма управления и централизации, сложностью. Структуры органического типа менее формализованы, более простые, а менеджмент в них децентрализован. Упорядоченность системы у них – самоорганизация человеческого фактора как акт защиты от неблагоприятных условии внешней среды.

Тип организационной структуры описывается типом менеджмента в организации. Выделяют два дифференцированных типа управления: органический и механический. Реальные типы управления расположены между ними, они меняются исходя из условии функционирования компании. Чем больше нужно изменении, тем они проблематичнее воспринимаются предприятием. Организационная структура фиксирует произошедшие изменения, после чего они становятся устойчивыми, а управление легитимным.

Дата написания статьи: 17.06.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot