Анализ производственного процесса
Анализ производственного процесса выражается в изучении и оценке его состояния. В исследовательской практике анализ заключается в комплексе мероприятий, которые направлены на определение сильных и слабых сторон производственного процесса и его организации в целом.
По итогу анализа формируются цели и направления совершенствования предприятия для того, чтобы производство соответствовало потребностям потребителей. Анализ охватывает те стороны производственной и хозяйственной деятельности, которые отражают состояние процесса и уровень эффективности организации.
Анализ распространяется на ряд направлений деятельности:
- организацию трудового процесса;
- функционирование орудий труда (техники);
- движение предметов труда в производственном процессе;
- организацию производственных процессов.
Также анализу поддаются производственные инфраструктуры организации, материально-техническое обеспечение, планирование. Анализ реализуется в соответствии с методикой - комплексом технических и экономических показателей, отражающих состояние сторон производственного процесса. Показатели делятся на группы. Первая группа показателей отражает результативность и эффективность организационного и производственного процессов. Вторая группа - показатели, отражающие состояние производства по подсистемам. Что касается третьей группы показателей, то здесь большой значение имеют единицы, которые характеризуют степень реализации научно-исследовательских принципов организации производственных процесса.
У анализа как процесса есть цели и задачи. Под целями и задачами в аналитической работе понимают конечные рубежи, на достижение которых направлена деятельность. Цели анализа удовлетворяют требования, которые выражаются в вызове у исполнителя решимости и настойчивости в достижении цели, в том, чтобы быть гибким и стабильным в одно и то же время. Цели должны быть реальными, соответствующими фактической интенсивности труда работников. Зачастую предприятия ставят цели, которые на практике невозможно исполнить, поскольку они не соответствуют уровню подготовки сотрудников, не удовлетворяют потребности производственного процесса. Целеполаганием занимаются управленцы, получая аналитические данные. Управленцы знакомятся с информацией, выделяют плюсы и минусы производства, ориентируются на усиление достоинств и устранение недостатков путем новых предложений. Цели и задачи связаны друг с другом, в задачах отражаются узконаправленные целевые категории. Реализация задач позволяет сотрудникам и экспертам, и в частности руководителю добиться желаемого результата, достичь поставленные цели и усилить работу предприятия.
Проектирование производственных процессов
Помимо аналитической работы, производственные процессы попадают под проектирование. Началом процесса считается окончание проектирования изделия. Разработчиками процесса учитывается ряд требований, а именно:
- технические характеристики изделия (в целом и отдельных частей);
- объем выпускаемой продукции;
- кооперация и стандартизация элементов.
Задача проектирования заключается в том, чтобы обеспечить установленный профиль и характеристику выпускаемых изделий, определить заданный объем и календарный план выпуска продукции. Объем продукции будет определять объем целевой аудитории, поскольку выпуск слишком большого или слишком маленького объема пойдет не на пользу, а скорее в минус предприятию. Календарный план предполагает наличие нижней и верхней границы, где процесс регулируется в соответствии с датами. Если производство выходит за рамки календарного плана, то это говорит о том, что процесс был приторможен внутренними факторами, а значит производство еще не усовершенствовано и нуждается в доработке. В рамках проекта также обосновываются затраты на производственные процессы, определяется потенциальная возможность экспресс-перестраивания процесса в зависимости от того, появляется ли на горизонте перспектива производства новой продукции или увеличение объемов выпуска уже имеющейся продукции.
Для проектирования привлекают экспертов. Прежде всего - инженеров и экономистов. Также проектирование осуществляется под четким руководством управленца, поэтому к процессу привлекают менеджеров высшего звена. В распоряжении экспертов находятся многочисленные рабочие чертежи, технические данные изделий, условия эксплуатации и характеристики материалов. Дается перечень ресурсов, которые могут быть использованы в производственном процессе, а также наименование и характеристики транспортных средств, которые оказываются в распоряжении экспертов. Массовое производство предполагает развитие логистической сферы, поскольку проектирование предполагает снабжение регионов и городов продукцией, когда города и регионы расположены в отдалении от места производства.
Проектирование процесса предусматривает ряд стадий.
Первый этап направлен на составление маршрутной технологии, в которой определяется перечень операций, которым изделие будет подвергаться в процессе создания. Разработка начинается с готового изделия, а заканчивается первой производственной операцией.
Второй этап - развернутое пооперационное проектирование, но в обратном направлении. Начинается все с первой операции, и доходит до последней.
Третий этап - введение изделия в эксплуатацию, представление пользователям, анализ популярности изделия среди целевой категории, выявление сильных и слабых сторон процесса. Производственный процесс удовлетворяет требованиям, которые выдвигает руководство, предполагают управленческие особенности и функции, и требованиям, исходящим со стороны будущих потребителей. Производственный процесс является многогранным и многоаспектным, поэтому проектирование предполагает ряд последовательных действий. Также проектирование могут разворачивать в обратном порядке для того, чтобы определить ошибки в процессе, исправить неполадки и довести изделие до совершенства.
Таким образом, анализ и проектирование производственного процесса - это сложные действия, связанные друг с другом и предполагающие наличие знаний, умений и навыков экспертов. Анализом и проектированием занимается ряд экспертов, которые имеют опыт в решении кейсов, и поэтому готовы выполнять обязанности по продвижению изделий, товаров и услуг.