Понятие деятельности руководителя
Для успешной работы любой компании необходим эффективный управленческий состав. Достаточно часто руководители обладают всем набором качеств в соответствии со своей должностью, однако в полной мере не владеют знаниями и технологиями современного управления персоналом. Это существенно влияет на процесс управления. В основном деятельность руководителя строится на основе полученного опыта. А эффективное управление характеризуется не только качественными показателями, но и рациональным использованием финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов.
Для любой организации, независимо от формы управления, кадры имеют первостепенное значение. Без хороших специалистов ни одна компания не сможет достичь поставленных целей. Поэтому управление и является одной из важнейших задач в организации. В работу руководителя входит управление не только сотрудниками, но и структурными подразделениями в рамках трудового процесса. При этом руководитель использует формальное и неформальное отношение. Так как руководитель управляет действиями и поведение подчиненных, он должен понимать образ мышления каждого своего сотрудника. Руководителю характерен преимущественно умственный и творческий склад ума. Он должен уметь ставить цель, разрабатывать способы достижения этой цели, а также организовывать совместную деятельность. Таким образом, можно предположить, что от руководителя зависит эффективная деятельность компании.
Функции руководства
Руководство в организации должно объединять, координировать, связывать, планировать и интегрировать воедино всю работу подчиненных.
Чем сложнее структура организации, тем совершеннее должна быть система управления. Поэтому первой и основной функцией перед руководителем стоит совершенствование системы управления. Для того чтобы достоверно оценить управленческую деятельность руководителя, необходима оценка работы для выявления отклонений от заданных параметров.
Руководителя нужно предоставить полную информацию после оценки, в отношении сильных и слабых сторон его деятельности. Следовательно, при выявлении негативных сторон в работе руководителю предоставляются пути решения затруднения.
Работу руководителя можно разделить на два направления:
Каждому уровню соответствует своя специфика деятельности. Достичь успешной деятельности руководитель может посредством объединения физических и интеллектуальных усилий подчиненных. При этом руководитель выступает в роли организатора плановых заданий. При разработке управленческого плана руководителю необходимо уделять особое внимание кадровой политике организации. При формировании кадровой политики выделяют полномочия.
Под полномочиями понимают ограниченное право лица, занимающего конкретную должность, на выполнение определенных задач при поставленной цели.
Полномочия можно передавать. Передача полномочий происходит при выполнении общей работы. Руководителя наделяют ответственностью за все, что происходит в компании. Поэтому при передаче полномочий важно учитывать ответственность. Передача полномочий руководителя осуществляется только его подчиненным. Однако этот процесс имеет ряд ограничений:
- руководитель может передавать только те полномочия, которыми он наделен,
- внутренние ограничения передачи определяются стратегией, правилами организации, должностными инструкциями и обязанностями руководителя и исполнителя.
При передаче прав руководитель должен обладать определенным набором компетенций, который позволяет достичь поставленной цели.
Уровни управленческой компетенции
Уровни управленческой компетенции представляют собой структурированную последовательность действий руководителя. Первый уровень - это осведомленность. Руководитель должен иметь представление о том, что происходит в компании и как решают поставленные задачи его подчиненные. Второй уровень – чуткость. Руководитель должен быть чутким к происходящей ситуации внутри компании, мотивировать себя и персонал. Третий уровень – постановка цели. Руководящий состав организации должен уметь ставить цели и планировать деятельность компании. Четвертый уровень – это оценка, полученных результатов. Руководителю необходимо правильно оценивать результат работы сотрудников.
Помимо организации руководителю необходимо направлять работу сотрудников, способствовать их развитию и оказывать влияние. Эффективная работа в компании – это в-первую очередь согласованные интересы отдельных сотрудников, так как именно руководитель распределяет премиальную часть.
К руководителю на сегодняшний день применяется ряд требований. Данные требования формируются через проведенный анализ деятельности. Оценка позволяет дать ответь: насколько эффективна и действенна управленческая деятельность. Оценка руководителя обеспечивает лучшее распределение ресурсов. Место, которое занимает руководитель в данной системе оценки, является центральным. При этом сама оценка должна соответствовать ряду определенных требований – четко поставленная цель и наличие ресурсов.
Оценка руководителя может дать высокие результаты только при хорошо отработанных методах, при этом вся организационная работа осуществляется на основе регламентов, которые утверждены вышестоящим руководством. Эффективность руководителя оценивается по трем ключевым составляющим: финансово-экономическая деятельность, кадровая работа и основная деятельность.
В управленческой работе весьма важно уметь правильно оценить деятельность руководителя. Сформулированные на базе такой оценки рекомендации могут позитивно повлиять на деятельность компании. Оценку рекомендуется проводить не реже одного раза в год.