Формы труда
В зависимости от уровня затрат физической энергии все виды трудовой деятельности можно разделить на физический и умственный труд.
В современном мире выделяют следующие формы труда:
- требующие значительной мышечной активности (физическая нагрузка тяжелой и средней тяжести) - работы, связанные с перемещением небольших предметов в строго определенном положении и требующие физического напряжения; постоянная ходьба, переноска тяжестей; требуют высоких энерготрат (от 4 до 6 тыс. ккал);
- механизированные– преобладают локальные и региональные мышечные нагрузки, носящие статический или динамический характер; работы на предприятиях швейного производства, часовом предприятии, предприятиях приборо- и машиностроения, полиграфическая промышленность; предприятия связи и др.; энерготраты составляют от 3 до 4 тыс. ккал;
- связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством - характерна монотонная работа с однообразием выполняемых операций, ритма, высоким темпом; наблюдается снижение творческой активности, увеличивается напряженность труда (шлифовщик, штамповщик, швея-мотористка);
- связанные с дистанционным управлением механизмами и производственными процессами – высока роль умственной деятельности, связанной с продолжительностью и интенсивностью сенсорных, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, большие нагрузки на зрительный и слуховой анализаторы, что может привести к эмоциональному и нервно-психическому напряжению (водители, крановщики, трактористы, комбайнеры);
- групповые, или конвейер – работа на поточно-конвейерных линиях; работы сопровождающиеся локальным напряжением мышц;
- умственный труд.
Динамический стереотип
Трудовая деятельность всегда сопровождается переходом на новый уровень функционального состояния организма.
Перед началом работы наблюдаются условно-рефлекторные функциональные сдвиги, включающие учащение дыхания и частоты пульса, повышение обмена веществ. При этом условными раздражителями выступает производственная среда и время суток.
Динамический стереотип подразумевает применение наиболее экономных и рациональных движений при выполнении различных операций, он позволяет выявить наивысшую производительность труда при минимальных функциональных затратах. Динамический производственный стереотип определяет уровень физиологических процессов в организме.
Выработка динамического стереотипа является основой приобретения профессиональных навыков, позволяющих значительно снизить затраты энергии при выполнении различных производственных операций.
Функциональные изменения, сопровождающие трудовую деятельность
При выполнении работы наибольшие изменения наблюдаются в следующих системах и показателях:
- Нервная система.
- Сердечно-сосудистой система.
- Дыхательная система.
- Состав крови.
- Водно-солевой обмен.
Со стороны нервной системы наблюдаются следующие изменения: усиливаются процессы возбуждения и углубляются процессы торможения; при выполнении тяжелой работы процессы охранительного торможения начинают преобладать.
Длительность и характер работы определяют фазность изменения функционального состояния центральной нервной системы.
Фаза возбуждения сопровождается:
- повышением условных рефлексов,
- ускорением сенсомоторных реакций и дифференцировочного торможения, сокращением латентного периода,
- усиленным распадом АТФ, гликогена, креатинфосфата.
Фаза торможения сопровождается:
- снижением условных рефлексов,
- замедлением сенсомоторных реакций,
- увеличением периодов расторможения дифференцировок,
- удлинением латентного периода,
- появлением бета- и альфа ритмов на электроэнцефалограмме,
- фазными состояниями,
- запредельным торможением.
Умственная деятельность
К умственной деятельности относится труд, связанный с приемом и переработкой различной информации, что требует большого напряжения внимания, памяти, сенсорного аппарата, активации мышления и эмоциональной сферы.
Умственный труд может быть ориентирован на:
- сферу материального производства (инженеры, конструкторы, техники, мастера, операторы, диспетчеры и т.д.);
- функцию «обеспечения» (учителя, врачи, библиотекари, научные работники, писатели, переводчики, артисты и т.д.).
В зависимости от степени напряжения умственный труд делят на пять видов:
- Исполнительский вид труда. Выполнение несложных операций, поступающие сигналы и сообщения низкой плотности, принятие стереотипных решений, дефицит времени отсутствует (машинистки, лаборантки, медсестры).
- Управленческий труд. Значительный рост объема информации, ответственность за принятые решения, дефицит времени для переработки поступившей информации, нерегулярность нагрузки, возникающие конфликтные ситуации (преподаватели, руководители учреждений и предприятий).
- Операторский вид труда. Монотонность обстановки, низкая физическая активность, однообразные и стереотипные движения, многократно повторяющиеся, высокое нервно-эмоциональное напряжение, большая ответственность (операторы, телефонисты, диспетчеры, телеграфисты).
- Творческий труд. Необходимые качества: инициативность, хорошая память, способность к долгому сосредоточению внимания, высокий интеллектуальный уровень (научные работники, писатели, художники, композиторы, конструкторы, архитекторы).
- Труд учащихся и студентов. Требует повышенного внимания, напряжения памяти, восприятия. Периодически возникающие стрессовые ситуации во время экзаменов, зачетов, контрольных работ и т.д.