Гигиена как наука
Гигиена – наука, изучающая воздействие разных факторов окружающей среды и профессиональной деятельности на здоровье человека, продолжительность жизни и его работоспособность.
Одна из основных задач гигиены – разработка профилактических мероприятий, способствующих укреплению здоровья человека, направленных на улучшение условий его труда и жизни.
Гигиена – научная основа профилактической медицины.
На современном этапе гигиена является широко дифференцированной наукой. Она возникла как общая гигиена, однако с расширением рассматриваемых проблем и объектов окружающей среды, стало возможным самостоятельное развитие таких дисциплин, как
- гигиена питания,
- гигиена труда,
- гигиена детей и подростков,
- коммунальная гигиена и т.д.
Гигиена тесно связана со всеми медицинскими дисциплинами, непосредственно – с эпидемиологией.
Методы исследований в гигиене
Все методы исследований в гигиене делят на две группы:
- методы, изучающие гигиеническое состояние факторов окружающей среды;
- методы, анализирующие реакцию организма на воздействие какого-либо внешнего фактора.
Гигиеническое исследование необходимо начинать с санитарного описания.
В дополнение к этому описанию, для более глубокой оценки факторов окружающей среды используют следующие методы:
- Физические методы. Оценивают микроклиматические условия помещений, позволяют измерить уровни теплового излучения, параметры шума и вибрации и др.
- Химические методы. Применяются для анализа воздушной среды с целью выявления содержания токсичных соединений, оценки качества воды (определение показателей загрязнения, солевого состава), биологической ценности продуктов питания и т.д.
- Физико-химические и радиологические методы: хроматомасспектрометрия, атомная абсорбция, газовая хроматография, спектрофотометрия, полярография. Эти методы позволяют идентифицировать и количественно оценить химические соединения в воздухе, почве, воде, биологических материалах и других средах.
- Бактериологические методы. Используются при оценке бактериальной обсемененности воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов, других объектов, которые могут выступать источником возбудителей инфекционных заболеваний.
- Токсикологические и биологические методы позволяют проанализировать характер действия химических соединений на организм человека, установить допустимые концентрации этих соединений в воздухе, воде, почве, максимально допустимые уровни или допустимые остаточные количества химических веществ.
- Клинические методы позволяют обнаружить изменения в организме, появляющиеся под влиянием факторов окружающей среды. Осуществляются в клиниках и больницах в процессе клинического наблюдения или на производстве при диспансерном обследовании.
- Эпидемиологические методы выявляют последствия загрязнения окружающей среды на население, определяют количественную величину исследуемых воздействий, устанавливают причинно-следственные связи между состоянием здоровья и загрязнителями биосферы.
- Санитарно-статистические методы и социологические исследования позволяют проанализировать и количественно оценить динамику естественного движения населения, физическое развитие, заболеваемость и т.д.
Из истории развития гигиены
Профилактическая медицина известна издавна. Ее развитие связано с эволюцией общественно-экономических формаций, прогрессом культуры и науки.
Гигиенические навыки развивались в период господства Древнеримской империи и в античной Греции. Основоположник медицины в Греции Гиппократ создал трактат, описывающий основные природные факторы, влияющие на здоровье людей.
- Афины – построены водопровод и канализация, проводилась дезинфекция помещений путем окуривания, существовали общественные купальни и бани.
- Спарта – особое внимание уделялось физическому развитию, личной гигиене, воспитанию с целью формирования физически развитых, мужественных, сильных воинов.
- Римская империя – зарождается профилактическая медицина (бани, солярии). Создана сеть водопроводов и канализации, выводящей сточные воды за пределы города, осуществлялся контроль за продажей продуктов питания. Следили за соблюдением санитарных правил в войсках.
- $VI-XIV$ века – упадок развития санитарной культуры, особенно в странах Западной Европы. Расцвет многих тяжелейших инфекционных заболеваний: холерра, оспа, чума, тиф.
- Эпоха Возрождения ($XV-XVI$ века) – развитие наук, медицины, в том числе профилактической. Стали проявлять интерес к болезням связанным с работой (рудокопы).
- Эпоха капитализма – формирование капиталистических производственных отношений, проявляется интерес к условиям труда. В «Рассуждениях о болезнях ремесленников» Б. Рамаццини (1700 г.) описаны все известные на тот период профессии с подробным анализом профессиональных заболеваний и производственных вредностей. Рамаццини предложил идею профессионального отбора.
- кон. $XVIII$ века – начала формироваться гигиена как наука. Печатается медицинская литература. В «Полной системе медицинской полиции» П.Франка (1788 г.) изложены сведения по санитарии того времени.
- рубеж $XIX$ века – гигиена представляет собой самостоятельную науку, которая основывается на наблюдениях и описаниях.
- сер. $XIX$ века – в гигиене начинают использоваться статистический и экспериментальный методы изучения окружающей среды.