Методы воздействия на организм человека в традиционной медицине Китая
Традиционная китайская медицина (ТКМ) — это результат многовекового опыта народной медицины Востока, включающий наряду с тщательно разработанными методами диагностики и лечения разных заболеваний, теоретические основы, неразрывно связанные с древнекитайской философией, ее особенностями подхода к пониманию человека и его мышления.
Основные методы воздействия на организм в традиционной китайской медицине:
- иглоукалывание (чжень);
- прижигание (цзю);
- траволечение (фитотерапия);
- диетотерапия;
- лечебная гимнастика;
- массаж.
Традиционная китайская медицина включает общефилософские концепции (теории Инь-Ян, у-син) и медицинские теории - теория о цзан-фу органах, теория о системе Цзин-ло (каналах и коллатералях), учение об энергии и биологических жидкостях организма, учение о причинах развития, диагностике, патогенезе и принципах лечения заболеваний.
Основные теоретические положения традиционной китайской медицины
Теория традиционной китайской медицины является логически последовательным, законченным учением, основанным на практической медицине. Основополагающим в ТКМ является положение о том, что все явления и предметы во Вселенной подчиняются главным фундаментальным законам природы, поэтому человеческий организм рассматривается как Микрокосмос, единое целое, неразрывно связанное с Макрокосмосом —внешним миром, который находится в постоянном развитии и движении.
Человеческая жизнь определяется энергией неба, дыхательной энергией Чи, питательной энергией земли и биоклиматической энергией всех времен года (энергией тепла и холода, ветра, влажности). Энергии, при их чрезмерном усилении или недостаточной приспособляемости организма к изменениям, вызывают в организме нарушение равновесия и могут стать причиной заболеваний. Традиционная медицина исходит из понятия о целостности организма, все части которого образуют единое целое благодаря развитой системе каналов и коллатералей (Цзин-ло).
Основные направления традиционной китайской медицины:
- Восприятие человеческого организма как единое целое.
- Диагностика организма, проводимая в соответствии с проявлениями заболевания и с учетом его целостности.
Процессы лечения в традиционной китайской медицине начинаются с выявления общих взаимосвязей (от целого к частному). После проводится диалектическая оценка всех происходящих в организме процессов (целое можно описать только с введением противоположных систем понятий — Ян и Инь). Оценка всех происходящих в организме процессов носит качественный характер, что значительно затрудняет сравнение различных данных и делает их недостоверными с точки зрения современной науки, которая оперирует количественными оценками.
Учение о пяти началах
В человеческом теле, с точки зрения восточной медицины, взаимодействуют пять начал: субстанция, шень, Ци (Чи), кровь и соки организма. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма. Теоретическую основу физиологии человека в традиционной китайской медицине составляют Учение о Ци, крови и соках организма, теории Цзан-Фу органов и меридианов.
Теория Инь-Ян является одной из важнейших концепций древнекитайской философии и китайской медицины, она сформировалась в 16-3 вв. до н. э. Еще Конфуций писал, что Инь и Ян отражают все формы и свойства, существующие в мире, это закон небес и земли, источник изменений, величайшая форма существования всего, корень начала жизни и наступления смерти. Соответствие принципу Инь-Ян — есть жизнь, а противоречие — есть смерть.
Основное положение теории Инь-Ян — это утверждение, что все существующие в природе предметы и явления имеют два противоположных полюса — Инь и Ян (как любой предмет имеет верх и низ, любое явление можно представить в состоянии покоя или активности и т. д.). Именно деление всего на два противоположных начала создало мир во всем его многообразии.
Инь и Ян одновременно являются противоположными началами, но, в тоже время, взаимообусловленными, взаимосвязанными и взаимопревращаемыми. С помощью теории Инь-Ян можно объяснить все физиологические и патологические процессы в организме. Состояние здоровья — это гармония, динамическое равновесие между Инь и Ян внутри организма, между организмом и внешней средой. В норме это равновесие колеблется в определенных границах, что изображается в виде монады с неровной границей между светлой и темной частями.
Нарушение равновесия между Инь и Ян ведет к развитию болезни, это выход колебаний за границы физиологической нормы, в частности нарушение равновесия между антипатогенными и патогенными факторами. Смерть наступает в результате значительного и относительно стабильного нарушения равновесия Инь и Ян в сторону Инь.
Течение патологического процесса подчиняется закономерностям Инь-Ян. Ян-процессы возникают и усиливаются летом под воздействием тепла и солнца, в первой половине дня, под действием молодой нарастающей луны. Инь-процессы развиваются зимой, под воздействие холода, при пасмурной погоде, вечером, при убивающей луне. Цель лечения — привести процессы Инь-Ян в равновесие.
Согласно теории У-Син любой предмет или явление относится к одному из пяти первоэлементов (дерево, огонь, земля, металл, вода), которые являются первоосновой материального мира. Взаимосвязи между первоэлементами изображаются в виде пентаграммы. По окружности по часовой стрелки первоэлементы расположены в состоянии, соответствующем взаимному стимулирования. Эту систему перенесли на органы, которые находятся во взаимодействии стимулирующий – стимулируемый. Взаимная стимуляция объясняет физиологическое взаимодействие между органами (в западной медицине аналогично рассматриваются висцеро-висцеральные физиологические связи).
Органы с позиции традиционной китайской медицины рассматриваются как структурно-функциональные системы, которые включают собственно орган и его специфические физиологические функции и соответствующие ему психические функции.
Концепция органов с позиций ТКМ:
Цзан-органы (паренхиматозные, плотные) — производство и хранение питательных веществ, жизненной энергии, биологических жидкостей организма, относятся к категории Инь:
- легкие — связаны с полостью носа и толстым кишечником, их зеркалом является кожа, состояние волосяного покрова;
- сердце — находится во внутренне-наружной связи с тонким кишечником, функционально связано с языком, зеркалом является лицо;
- печень — связана с глазо-двигательной функцией, зеркало — состояние ногтей;
- селезенка, поджелудочная железа — связаны с желудком, зеркалом являются губы;
- почки — связаны с ушами, зеркалом является волосы на голове.
Фу-органы (полые органы) — отвечают за пищеварение, всасывание, транспортировку питательных веществ, выделение, относятся к категории Ян:
- желчный пузырь — накапливает желчь, которая помогает перевариванию питательных веществ, вызывает психические заболевания, сопровождающиеся бессонницей, страхом, обеспечивает свободное течение жизненной энергии в организме;
- желудок — переваривание пищи, передача ее тонкому кишечнику;
- тонкая кишка — переваривание пищи, разделение чистых и замутненных жидкостей, отвод от сердца патогенных веществ;
- толстая кишка — прием не полностью переваренных остатков пищи, всасывание воды, формирование каловых масс, выведение их наружу;
- мочевой пузырь — накопление и выведение мочи.