Значение сестринской деятельности в организации ухода за новорожденным в домашних условиях
Неонатальный период (период новорожденности) – это отрезок времени жизни ребенка, продолжающийся с момента его рождения и до 28-го дня жизни, характеризующийся рядом функциональных и морфологических особенностей организма, связанных с его переходом от внутриутробной к внеутробной жизни.
Период новорожденности в свою очередь подразделяется еще на два периода:
- ранний неонатальный период (с момента рождения и до 7-го дня жизни);
- поздний неонатальный период (с 7 по 28-ой день жизни).
Период новорожденности является чрезвычайно ответственным этапом жизни ребенка, имеющим свои особенности. И от того, как будет осуществляться уход за ним, и в каких условиях он будет находиться, напрямую зависит развитие ребенка в дальнейшем.
Раннее выявление отклонений в развитии ребенка позволяет своевременно приступить к осуществлению педагогических и медицинских мероприятий, способствующих полноценной реализации ребенком с нарушениями развития своих ресурсов.
Родители далеко не всегда в силах самостоятельно справиться с полноценным уходом за новорожденным и заметить у него признаки отклонений в развитии, особенно если ребенок является первенцем у данной семейной пары. В связи с этим важной задачей медицинской сестры становится поддержка семьи и оказание ей помощи в создании адекватных условий для воспитания, роста и развития ребенка с первых дней его жизни.
Сестринские мероприятия при организации ухода за новорожденным в домашних условиях
Основной задачей медицинской сестры при организации ухода за новорожденным в домашних условиях является подробное консультирование родителей или других лиц, осуществляющих уход за ребенком, по вопросам и моментам, оказывающим влияние на его развитие. Ряд теоретических знаний медицинская сестра подкрепляет наглядной практической демонстрацией.
Основные направления консультативной и практической деятельности медицинской сестры при организации ухода за новорожденным в домашних условиях:
- Разъяснение родителям функциональных и морфологических особенностей организма новорожденного, показателей его нормального роста и развития и правил их определения. Также медицинская сестра подробно рассказывает родителям, с какими умениями ребенок рождается и какие именно изменения должны происходить по мере его роста и развития, как осуществляется общение новорожденного с внешним миром, как функционируют самые важные системы и органы, обеспечивающие адаптацию организма ребенка к принципиально новым условиям жизни. Эти знания необходимы ухаживающим взрослым для того, чтобы они смогли понять особенности поведения ребенка и своевременно заметить тревожные признаки, возможно, свидетельствующие о наличии отклонений в физическом и/или психическом развитии новорожденного, маленького человека, еще не способного самостоятельно предъявить жалобы. Особое внимание уделяется методам оценки психомоторного развития ребенка и оценке развития его зрения и слуха, которые в этом возрастом периоде имеют важное диагностическое значение.
- Разъяснение матери важности грудного вскармливания для нормального развития и формирования систем и органов ребенка, его психического развития, формирование доминанты кормления грудью. Кроме того, важно сделать акцент и на благоприятных моментах грудного вскармливания для самой женщины, а также для формирования тесной психологической взаимосвязи между матерью и ребенком. Женщине объясняют принципы, технику и особенности организации грудного вскармливания, включая уход за грудью.
- Если у женщины в силу различных обстоятельств нет возможности вскармливать ребенка грудью, медицинская сестра разъясняет ей принципы и особенности организации искусственного вскармливания, включая рекомендации по подбору молочных смесей, частоте кормлений, стерилизации бутылочек и т.д.
- Разъяснение правил ухода за новорожденным (уход за кожными покровами, носовыми ходами, ушами, глазами, правила подмывания и купания ребенка, смены подгузников, пеленания и т.д.). Оказание помощи в подборе одежды, игрушек и предметов ухода за новорожденным, дача рекомендаций относительно прогулок на свежем воздухе. Обучение родителей мерам сохранения здоровья и профилактики заболеваний у новорожденного. Обучение правилам ухода за новорожденным при различных нарушениях функционирования его систем (при различных кожных проявлениях диатеза, функциональных нарушениях желудочно-кишечного тракта, желтухе новорожденных).
- Информирование родителей о сигналах, которые могут свидетельствовать о самых распространенных заболеваниях среди новорожденных, правилах оказания первой помощи при различных патологических состояниях и признаках, требующих вызова врача или «скорой помощи». Разъяснение недопустимости занятий самолечением и важности точного выполнения предписаний врача, касающихся лечения и ухода, в случаях, когда заболевший ребенок остается в домашних условиях.
- Разъяснение родителям значения общения с ребенком, начиная уже с периода новорожденности, обучение принципам семейного воспитания, развивающим и обучающим методикам.
- Разъяснение важности своевременного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации у участкового педиатра, а также осуществления вакцинации. Разъяснение механизма действия профилактических прививок, их значения в дальнейшем при контакте ребенка с инфекционным агентом с упором на безопасность вакцинации.
Во всех обучающих моментах, где это возможно, медицинская сестра показывает на практике, как правильно выполнять то или иное мероприятие по уходу за ребенком, обращая внимание на самые распространенные ошибки с разъяснением их негативного влияния на организм ребенка и их возможных последствий. После проведения консультации, а также в дальнейшем при осуществлении патронажа новорожденного медицинская сестра контролирует соблюдение родителями данных им рекомендаций.