Направления реформирования здравоохранения в области финансирования
Система здравоохранения - это совокупность общественных и государственных мер, имеющих социально-экономический характер, направленных на организацию медицинской помощи, предупреждение развития заболеваний и повышение уровня здоровья и качества жизни населения.
Состояние здоровья населения является весьма точным индикатором социально-экономического развития страны в целом. Поэтому различные отрасли системы здравоохранения периодически претерпевают реформирование в соответствии с меняющимися обстоятельствами и условиями в стране и потребностями населения.
Одним из важнейших направлений реформирования системы здравоохранения является рационализация и совершенствование механизмов и источников ее финансирования.
Начиная с 2006 года в целях повышения качества оказания услуг в области здравоохранения, в РФ поэтапно реформируется система финансирования данной отрасли. Главной целью реформирования здравоохранения является осуществление постепенного перевода финансирования учреждений здравоохранения на преимущественно одноканальный источник, а именно через систему ОМС (обязательного медицинского страхования).
Суть данного перевода заключается во внедрении принципа «деньги идут за пациентом», который должен создать лечебным учреждениям дополнительную мотивацию для повышения качества медицинской помощи и обеспечить структурную эффективность здравоохранения.
Согласно этой идее, например, оказание различных видов стационарной медицинской помощи финансируется не только в соответствии со стандартами этих видов помощи, но и в зависимости от качества оказанных услуг. То есть заработная плата медицинского персонала будет зависеть от конечного результата его труда.
Экономической основой медицинского страхования являются фонды ОМС и государственные фонды здравоохранения.
Фондами ОМС выступают самостоятельные государственные и некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Федеральный фонд ОМС выравнивает условия деятельности территориальных фондов ОМС по финансированию программ, включенных в ОМС, финансирует целевые программы в рамках ОМС и осуществляет контроль рационального использования финансовых средств ОМС.
Источники финансовых средств федерального фонда ОМС:
- частично средства предприятий, организаций, учреждений и других хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы их собственности, направленные на ОМС в размерах, соответствующих установленным федеральным законам;
- взносы территориальных фондов, направленные на осуществление совместных программ на договорных началах;
- ассигнования из федерального бюджета, направленные на выполнение территориальных программ ОМС;
- добровольные взносы физических и юридических лиц;
- доходы, полученные от использования финансовых средств федерального фонда, являющихся временно свободными;
- нормированный страховой запас финансовых средств фонда;
- иные поступления.
Основные направления реформирования здравоохранения в области финансирования:
- осуществление поэтапного перевода учреждений здравоохранения субъектов РФ на преимущественно одноканальный источник через систему ОМС;
- введение в стационарных подразделениях лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) механизма финансирования медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, которые рассчитываются по объемам оказанной соответствующей стандартам медицинской помощи с пересчетом в зависимости от конечного результата;
- внедрение на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) элементов частичного аккумулирования средств за счет финансирования согласно подушевым нормативам с созданием системы взаиморасчетов между учреждениями. Подушевой норматив финансирования является ежемесячным объёмом финансирования, рассчитанным на одного жителя, который прикреплён к АПУ и застрахован по ОМС;
- финансирование бюджетных медицинских организаций по «полному» тарифу, согласно которому стоимость оказания медицинской помощи в системе ОМС рассчитывается на один койко-день (или на одно посещение) и состоит из всех видов затрат, кроме расходов на капитальный ремонт;
- формирование оплаты труда медицинского персонала в соответствии с конечным результатом его труда;
- непрерывное совершенствование систем, обеспечивающих учет объемов оказанной в системе ОМС медицинской помощи и оценивающих ее качество;
- внедрение в учреждения амбулаторно-поликлинического типа фондодержания, подразумевающего такой способ финансирования, когда подушевые нормативы включают в себя финансовые средства для обеспечения собственной деятельности АПУ, но за исключением пяти видов статей: компенсации расходов на хозяйственные нужды и коммунальные платежи; приобретение ГСМ; ремонт и текущее содержание; приобретение оборудования и проведение капитального ремонта, - а также дополнительные средства для проведения взаимных расчетов при оказании помощи гражданам, прикрепленным к другим учреждениям, согласно действующим в системе ОМС тарифам. Объём фондодержания зависит от средних нормативов объёмов оказанных медицинских услуг по различным врачебным специальностям, при этом учитываются собственные и привлечённые лабораторные, функциональные, консультативно-диагностические и др. исследования, а также затраты на плановую и экстренную госпитализацию (взаимные перерасчёты внутри учреждения и между учреждениями).
Результаты реформирования здравоохранения
Основные итоги реформирования здравоохранения в направлении преимущественно одноканального финансирования через систему ОМС:
- незначительное сокращение коечного фонда в учреждениях здравоохранения муниципального уровня;
- увеличение числа сельских жителей, которые поступили на стационарное лечение;
- снижение уровня госпитализации;
- сокращение средней длительности пребывания больного на койке;
- из предыдущего пункта следует увеличение оборота койки и сокращение среднего времени простоя койки;
- увеличение доли койко-дней, проведённых больными, по платным услугам;
- снижение показателей летальности;
- увеличение частоты оперативных вмешательств;
- возрастание общего количества проведённых рентгенологических и ультразвуковых исследований, лабораторных анализов;
- увеличение до 89,97% доли учреждений здравоохранения, которые внедрили систему персонифицированного учета объема оказанной медицинской помощи, при этом единые требования к проведению такого учета отсутствуют;
- увеличение в ЛПУ количества автоматизированных рабочих мест.
Подводя итог, в целом улучшилось качество оказания медицинской помощи за счет внедрения обоснованных единых медико-экономических стандартов оказания различных видов медицинской помощи, оплата которой проводится в зависимости от конечного результата. Но при этом следует отметить, что финансовое обеспечение медицинской помощи согласно установленным стандартам несколько увеличивает расходы на ее оказание.