Этиология стертой дизартрии
Стертая дизартрия – это расстройства просодического и фонетического компонентов речи легкой степени, для которых характерно искажение звуков нескольких фонетических групп, нечеткая артикуляция, маловыразительная речь, сложности автоматизации.
Причиной развития стертой дизартрии являются негрубые нарушения иннервации органов артикуляции, которые обусловливают избирательную неполноценность функций мышц языка, губ, мягкого неба. Причиной такого состояния в свою очередь обычно становится органическое поражение различных отделов ЦНС, которое может произойти как во внутриутробном и интранатальном, так и в раннем постнатальном периоде.
Основные предпосылки для возникновения стертой дизартрии являются:
- Осложнения гестации (токсикоз беременной, артериальная гипертензия, нефропатия, иммунологическая несовместимость, гестационный диабет и другие патологии, ведущие к фетоплацентарной недостаточности).
- Внутриутробные инфекции. Развитие негрубых поражений ЦНС плода обычно связано с инфицированием в третьем триместре беременности.
- Опасными в плане развития в дальнейшем нарушений речевой моторики являются врожденная герпес-инфекция, гепатиты, токсоплазмоз, цитомегалия и др.
- Патологическое течение родов. К данной группе риск-факторов относятся стремительные или, наоборот, затяжные роды, длительный безводный период, легкая асфиксия новорожденного. Сюда же относятся применение акушерских щипцов и вакуум-экстракции за счет увеличения риска родовой внутричерепной травмы у младенцев.
- Заболевания доречевого периода (в первый год жизни). Повреждение ЦНС в этот период может быть связано с поствакцинальными осложнениями или тяжелым течением инфекционных заболеваний (менингококковой инфекции, краснухи, гриппа и др.), осложнениями менингита или энцефалита.
Особенности клинической картины стертой дизартрии
К основным характерным симптомам стертой дизартрии относятся:
- Минимально выраженные нарушения моторной сферы, звукопроизношения, просодический аспект речи. Обнаружить все эти дефекты из-за их стертого характера можно только в ходе внимательного невролого-логопедического обследования.
- Чаще всего стертая дизартрия диагностируется в возрасте 5-6 лет. До этого возрастного рубежа речевые нарушения обычно расцениваются как полиморфная дислалия. При этом только в случае необычайной стойкости дефектов звукопроизношения у специалистов возникает повод взглянуть на проблему глубже.
- В плане общего физического развития может наблюдаться незначительное отставание от возрастной нормы. Такие дети могут быть невысокого роста, иметь узкую грудную клетку, недостаточную массу тела. Они неуклюжи, при физических нагрузках быстро утомляются, имеют затруднения в выполнении синхронных движений.
- Помимо общей двигательной сферы страдает также и мелкая моторика. Так, вследствие нарушения дифференцированных движений пальцев рук детям с данным заболеванием с трудом дается освоение навыков самообслуживания (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), они испытывают неловкость и дискомфорт при выполнении творческой работы (рисовании, создании аппликаций, лепке), также отмечается их нелюбовь к игрушкам с мелкими деталями (конструкторы, паззлы). В дошкольном и школьном возрасте выявляются нарушения графомоторных навыков: низкий темп письма, неразборчивый почерк.
- Признаками поражения артикуляционной и мимической мускулатуры являются: гипомимичность лица, паретичность языка, вялость губ, асимметрия уголков рта и носогубных складок.
- В ходе выполнения артикуляционных проб выявляются синкинезии, гиперкинезы, легкая девиация и цианотичность языка, выполнение артикуляционных движений затруднено так же, как и возможность плавного переключения с одной артикулемы на другую и удержание позы. Другой особенностью является гиперсаливация во время речевой активности.
- При оценке нервно-психического статуса у детей со стертой дизартрией выявляют вегетативные нарушения (стойкий дермографизм, синюшность и потливость конечностей).
- Дети со стертой дизартрией могут быть легко возбудимы, суетливы или, напротив, заторможены и безынициативны. Всегда отмечается плохая переключаемость, пониженная работоспособность, снижение объема памяти, неустойчивость внимания.
- Особенностью нарушений звукопроизношения при стертой дизартрии является их множественный характер. Так, фонетические дефекты затрагивают минимум две и более группы звуков (чаще всего страдают шипящие, свистящие и сонорные).
- Среди нарушений произношения, как правило, встречаются звуковые искажения (межзубный и боковой сигматизм, горловой ротацизм), часто сочетающиеся с заменами и отсутствием звуков, дефектами смягчения и озвончения/оглушения. Но даже после успеха в нормативном произношении изолированного звучания фонемы, автоматизировать нарушенный звук удается с трудом, а тем более ввести его в речь.
- Помимо звукопроизношения нарушается также и просодический аспект: голос прерывистый, затухающий, назализованный, немодулированный, заметно снижена интонационная выразительность речи. В целом речь таких детей производит впечатление «смазанной», плохо разборчивой.
Классификация видов стертой дизартрии
При различных патогенетических вариантах стертой дизартрии нарушение речевого статуса может происходить в различных аспектах. Так, в одних случаях превалируют просодические дефекты, в других – фонетические, а в третьих – они могут быть представлены в равной степени.
Варианты стертой дизартрии:
- Стертая корковая дизартрия. Нарушается только произносительная (фонетическая) стороны речи. Просодические и фонематические компоненты сохранны. Возникает вследствие микроочагового поражения коркового речедвигательного центра.
- Стертая экстрапирамидная дизартрия. Преобладают расстройства просодики, в то время как нарушения звуковосприятия выражены в меньшей степени. Обусловлена повреждением подкорковых ганглиев и ядер.
- Стертая псевдобульбарная дизартрия. Нарушения всех фонетико-фонематических компонентов определяются в равной степени. Причиной является поражение проводящих путей, идущих к ядрам черепно-мозговых нервов от коры.
- Смешанная форма стертой дизартрии. Чаще всего одной из причин становятся псевдобульбарные нарушения, поэтому выраженные дефекты отмечаются в звукоразличительной и произносительной стороне речи.