Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логопедическая работа с дошкольниками со стёртой формой дизартрии по дифференциации свистящих и шипящих звуков

Определение 1

Стертая дизартрия – это речевая дисфункция, связанная с нарушением фонетической стороны речи и моторных функций, а также дисбалансом функционирования органов артикуляции.

Речь при данной патологии развивается крайне медленно. Нарушения затрагивают фонематическое восприятие и звуковое произношение и приводят к сложностям в развитии речевой коммуникации и социальном развитии личности. Это обуславливает необходимость своевременной коррекции данной речевой патологии и постановки произношения нарушенных звуков, а также их распознание на слух и дифференциацию.

Нарушение произношения шипящих и свистящих звуков при стертой форме дизартрии

При дизартрии у детей наблюдаются нарушения в произношении звуков, связанные с:

  1. Их заменой. Звуки, сложные по своему артикуляционному произношению заменяются более простыми. Свистящие и шипящие звуки заменяются глухими.
  2. Смешением фонем. Они вызваны заменой звуков и сложностями различения работы органов артикуляции при произнесении конкретного звука.
  3. Несформированностью произнесения шипящих и свистящих звуков.
  4. Неспособностью произнесения согласного звука й и гласного звука ы.
  5. Заменой групп звуков диффузной артикуляцией. Как правило, происходит замена произнесения двух близких звуков одним неотчетливым звуком, который, по сути, не похож ни на один из данных звуков. Это особенно затрагивает шипящие и свистящие звуки.
  6. Различным произношением свистящих и шипящих звуков в разных речевых ситуациях.
  7. Правильным изолированным произнесением звуков и их неверном произношении в словах и фразах.

Нарушения произношения шипящих и свистящих звуков обусловлено неразвитостью артикуляционного аппарата, несформированностью артикуляционной моторики, мимических функций и разнородных нарушений фонематического восприятия.

«Логопедическая работа с дошкольниками со стёртой формой дизартрии по дифференциации свистящих и шипящих звуков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данные нарушения требуют разработки специальных направлений коррекции, ориентированной на развитие органов артикуляции, организацию работы моторных функций, отработку речевого ритма и постановку конкретных звуков, нарушение которых является наиболее явным и активно проявляющимся.

Коррекционные упражнения на развитие дифференциации свистящих и шипящих звуков речи

При стертой форме речевой дизартрии применяются упражнения, направленные на постановку и дифференциацию свистящих и шипящих звуков, распознавании и произношение которых является наиболее нарушенным.

В коррекционной терапии применяются следующие группы упражнений:

  1. Упражнения, направленный на развитие моторики рук. Они активизирует движения кистей и пальцев, которые оказывают положительное воздействие на общее развитие речи и активизируют ее звуковую сторону. Разновидностями таких упражнений являются:

    • Смена положений кистей рук;
    • Единовременное движение всеми пальцами рук;
    • Поочередное движение различными пальцами рук;
    • Изменение положений рук и их приведение в разные позиции одновременно.
  2. Артикуляционные упражнения, направленные на развитие динамической координации. Они предполагают совершение разнородных движений органами артикуляции в определенном темпе, ритме, конкретной последовательности. Производится произнесение проблемных звуков, их чередование, произнесение в определенных позициях слов.

  3. Постановка артикуляционного уклада при произнесении проблемных звуков. Как правило, берутся звуки с и ш. В работе используются наглядные пособия, демонстрирующие положение губ и языка при произнесении звуков, их динамику и изменение положений в конкретной последовательности.
  4. Упражнения на развитие речевого ритма. Отрабатывается произнесение звуков с и ш в быстром и медленном темпе, громко и тихо. Произношение сопровождается постукиванием руками и иными предметами, выполнением ритмичных движений ногами.
  5. Фонетическая ритмика. Она ориентирована на отработку звуков в слогах: со-са, шо-ша, си-ши. Слоги произносятся под музыку и в определенном ритме.
  6. Упражнения на постановку ритмики слова в различных сочетаниях по месту ударного слога. В упражнении используется произнесение односложных слов при ударной и безударной позиции гласных: нос-носы, сом-сомы, шар – шары.
  7. Упражнения на отработку дифференциации интонации свистящих и шипящих звуков. Дети упражняются в произнесении слов с восклицанием, вопросом, утверждением, повествованием. Например, сочный арбуз. Сумасшедший заяц! Где шарф? Здесь стоял шкаф.

Данные упражнения способствуют последовательной постановке произношения свистящих и шипящих звуков. Они формируют правильную интонацию и темп произношения, а главное, развивают основы фонематического восприятия и различения звуков на слух, что положительно сказывается на их верном произношении.

Приемы, используемые в коррекции произношения свистящих звуков

Коррекция произношения и дифференциация свистящих звуков реализуется посредством применения следующих приемов:

  1. Постановка звука с через установку правильных артикуляционных движений при его произношении. Используются движения на растяжку губ, упор кончиком языка в нижнюю челюсть, разомкнутость и сомкнутость голосовых связок, создание небной занавеси и постановку речевого дыхания;
  2. Коррекция косноязычия. Она связана с коррекцией произношения шипящих и свистящих звуков в различных речевых ситуациях. В данном направлении отрабатывается постановка языка и движение струи воздуха при произношении слов и фраз с разными позициями в них шипящих и свистящих звуков;
  3. Сопоставление и слуховое распознавание звуков с-ф в словах;
  4. Сопоставление и слуховое распознавание звуков с-т в словах;
  5. Сопоставление и слуховое распознавание звуков с-ш в словах;
  6. Дифференциация выдохов носом и ртом при произнесении звуков.

Данные приемы направлены на формирование правильной артикуляции при произношении и создании воздушной струи, ее распределении в верном направлении. При этом, формируется постановка языка. Логопед удерживает губы ребенка в конкретном положении, помогая сохранять положение языка и направить струю воздуха. Постепенно, данные навыки доводятся до автоматизма.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot