Медицина – это совокупность научных знаний, а также практической деятельности, которая ставит перед собой цель укрепить и сохранить здоровье человека, продлить его жизнь и предупредить заболевания, а в случае их возникновения облегчить физические и психические страдания.
Проблемное поле в системе культуры и медицины
Медицина в системе культуры представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения, а также гуманитарных наук и, прежде всего, философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения.
Ввиду сложности и многогранности явления понятие культуры может определяться, исходя из трех подходов:
- культура как совокупность внутренних качеств человека и его потребностей, способностей, актуальных умений, ценностных установок и идеалов;
- культура как духовное содержание человека и его способность проявляться в различных аспектах деятельности;
- культура как предметная модальность, которая проявляется в человеческой деятельности.
В каждом из трех аспектов культуры медицина реализуется как особенный вид деятельности, который по-особому отражает каждую культурную грань. Таким образом, можно сделать вывод о том, что медицина является одной из практических областей, которая может реализовать культурные нормы, в первую очередь близкие самому человеку.
С позиции человеческих качеств медицина является особенной системой, в которой особенную роль играют многие элементы.Например, это может быть мировоззренческая культура врача, его философская, экологическая, нравственная культура.
При характеристике места медицины в системе культуры обычно описываются проблемы культуры медицинского мышления, роли религии и искусства в медицине, а также культуры взаимоотношений и поведения медиков.
Медицина и профессиональная культура
В процессуально-деятельностном смысле медицина рассматривается как набор специфических методов и форм деятельности врачей. С точки зрения предметной модальности культура и медицина имеют общие связи в нескольких подсистемах:
- «техника – медицина»;
- «быт – медицина»;
- «искусство – медицина»;
- «феномены религии и медицина».
Медицину в системе культуры оценивают, прежде всего, как знание. Но при этом медицина как искусство не может ограничиваться в познании человека только рациональными или логическими аспектами. Если духовный мир личности воспринимать как единство рациональных, эмоциональных, логических, художественных компонентов, то врач обязан влиять на них. История мировой культуры подтверждает, что труд врача и деятельность художника либо писателя всегда стояли рядом и даже могли воплощаться в одной личности. Например, Эмпидокл занимался философией, писал поэмы, а также был талантливым врачом.
Аристотель в своем знаменитом труде рассуждал о величии искусства целителя, а также говорил о том, что для успешного лечения необходимо изучать сущность этого явления у конкретного больного.
Многие выдающиеся врачи отличались широким кругозором и обширным спектром интересов, и добивались признанная не только в своей специфической области, но и были выдающимися астрономами, писателями или художниками.
Таким образом, культура как способ человеческой жизнедеятельности или форма бытия отличается устремлениями и поступками, которые несут идеалы свободы, равенства и гуманизма. Только в лоне культуры человек может развиваться как личность, особенно в профессиональном плане и пропагандировать при этом идеалы гуманизма, свободы, разумности и духовности.
Медицинские знания. Интеграционная медицинская наука и культурный фон развития цивилизации
Медицинские знания являются общечеловеческими ценностями, оказывающими прямое воздействие на процессы, которые позволяют сохранить здоровье людей и развить навыки здорового образа жизни у целых народов. Мотивация и стремление к здоровому образу жизни – есть объективный компонент культурного фона становления цивилизации. Медицина развивалась как отдельная область культуры человека и на каждом историческом этапе становления цивилизации можно отметить взаимовлияние медицины и культуры.
Всеми своими гранями медицина и культура связаны между собой и решают общую задачу развития, качественного становления человека. Деятельность медика подразумевает такой набор качеств личности, который позволяет с позиций практики утверждать высшие человеческие идеалы красоты, добра, духовности.
Сегодня фактически каждый человек может согласиться с тем, что медицина — это не только практика врачевания, но и интеграционная наука, обоснованная эмпирически и подкрепленная практическими знаниями. За последнее время наметился существенный прогресс в развитии медицинской теории. С давних времен можно наблюдать стремление медицины теоретически обобщить и философски осмыслить богатый арсенал опытных данных с целью конкретизации некоторых знаний. Например, попытки медицинского эмпиризма создавать теоретический источник медицинского познания были отмечены на протяжении всей истории науки.
Медицина, как специфическая область культуры имеет одновременно и естественнонаучную и гуманитарную подоплеку и способствует интеллектуально-духовному воспроизводству особенных клинических знаний. Все это оформляется в виде конкретных представлений, абстрактных понятий и умозаключений, метафизических гипотез и ментальных парадигм, всевозможных концепций.
Но при этом медицина обладает целым рядом отличительных черт. Она сформирована в поле уникального синтетического единства умственного отражения и практического наполнения бытия людей. Такая ситуация позволяет сблизить медицину с различными науками, в том числе с культурологией и социологией.
В современном мире медицина в системе культуры реализуется в кинематографе, съемке сериалов. Современные средства массовой информации популяризируют медицину как профессию и привлекают внимание к ней молодежи, как кадрового резерва страны.