Артикуляционный аппарат – это анатомо-физиологическая система органов, которая включает в себя гортань, голосовые связки, язык, твердое и мягкое небо, образующие ротоглотку, а также зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку, резонаторные полости, которые участвуют в порождении звуков речи, голоса.
Процесс артикуляции и структура артикуляционного аппарата
Согласованная работа органов артикуляционного аппарата, которая позволяет реализовать человеческую речь, называется артикуляцией.
Артикуляция является многоступенчатым процессом и состоит из трех следующих друг за другом фаз:
- приступ (экскурсия) или занятие органами речи позиции, которая требуется для произнесения какого – либо звука;
- выдержка иди фиксация занятой позиции;
- отступ или рекурсия: возврат органов речи в исходное состояние, а также подготовка и принятие позиции для того, чтобы произнести следующий звук.
В образовании звуков, речевой волны участвует комплекс органов, который в совокупности составляет речевой аппарат человека. Такой аппарат представлен: аппаратом дыхания, полостью рта, гортанью, полостью носа.
Рисунок 1. Речевой аппарат человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Артикуляционный аппарат входит в структуру периферического речевого аппарата, который совместно с воздухообразующим или дыхательным аппаратом, а также голосовым аппаратом придает индивидуальную окраску голосу и выполняет основную роль при звукообразовании.
Носоглотка – это верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоана и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твёрдое небо.
Небная занавеска – это задняя подвижная небная часть, которая представляет собой мышечную пластинку с фиброзной основой, покрытую слизистой оболочкой.
Резонаторные полости – это четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решетчатые; вместе с полостью носа они выполняют роль резонатора голоса.
Источником звука является надставная труба или резонатор, внутри которого образуются обертоны и различные резонаторные тоны, всевозможные шумы от трения струй воздуха о сближенные артикуляционные органы или от взрыва сомкнутых органов.
Надставная труба берет начало в полости глотки (фаринксе), в которой находится надгортанный хрящ и в последствии разделяется на две выходные полости, а именно ротовую и носовую. Эти полости образуют между собой небо, передняя часть которого имеет твердую структуру, а задняя мягкую. Она представляет собой небную занавеску, которая заканчивается маленьким язычком.
Условия нормальной работы и нарушения в деятельности артикуляционного аппарата
Основным условием нормальной работы артикуляционного аппарата является естественность и подвижность. Лица, которые имеют выраженное нарушение речевой функции, обладают недостаточно подвижным артикуляционным аппаратом. Это происходит в результате мышечных зажимов или органических дефектов. Такие проблемы корректируются при помощи специально подобранной артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. Упражнения, направленные на развитие возможностей артикуляции, входят в комплекс мероприятий, которые помогают ребенку научиться говорить.
Если человек является логопатом, то диагностика строения и моторной функции его артикуляционного аппарата фактически всегда определяет некоторые анатомические аномалии. Например, это может быть укороченная подъязычная связка, высокое небо, неправильный прикус. Также основой логопатий становится невозможность реализации некоторых артикуляционных укладов. Существует достаточно большой спектр логопатий, который может существенно снижать коммуникативные, образовательные, профессиональные и другие функции организма.
Логопат – это человек, страдающий расстройством речи.
Например, такие люди не могут поднять язык к небу при широко открытом рте, не могут надуть щеки, щелкать языком. Даже если им удается выполнить некоторые движения, то их качество существенно страдает. При этом отмечается:
- неполнота действий;
- снижение мышечного тонуса;
- кратковременность удержания статической позы.
Все это ведет к искажению звука и ухудшению дикции, смешению звуковых конструкций. При наличии таких отклонений у человека может нарушаться общий процесс психического восприятия, который характеризуется также и эмоциональными расстройствами.
Среди распространенных нарушений, связанных с дефектами работы артикуляционного аппарата можно выделить ортогнатию, при которой верхние передние и боковые зубы прикрывают одноимённые нижние: вариант нормального прикуса.
Считается, что ортогнатия является вариантом нормального прикуса, но при этом такая форма смыкания частей артикуляционного аппарата все равно приводит к искажению звука.
От натренированности, активности и подвижности артикуляционного аппарата зависит общее качество дикции человека. Его главным условием являются естественные, целесообразные, экономные движения всех органов, отмеченных выше. Для выработки правильной артикуляции можно использовать скороговорки и распевки.
Естественности и активности работы артикуляционного аппарата также добиваются путем выполнения упражнений на снятие зажимов и раскрепощение органов речи. Такие упражнения выполняются у зеркала и для контроля артикуляции мышцы лица нельзя зажимать.
Активное произношение – это слегка подчеркнутое, но естественное, без лишнего утрирования произнесение звуков.
Для усовершенствования техники речи выполняются различные упражнения. Часто основываются на дыхательной гимнастике или комплексе упражнений, поскольку дыхание является основой речевого звучания.
Для формирования правильного дыхания используют такие упражнения, как:
- дыхание носом (выдох, вдох через нос);
- чередование дыхания через нос и рот с повышением интенсивности.
Контролировать развитие артикуляционного аппарата необходимо с детского возраста.