Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Артикуляционная гимнастика

Назначение артикуляционной гимнастики

Определение 1

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений с соблюдением последовательности их выполнения, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, формирование двигательных навыков и речевое развитие.

Артикуляционная гимнастика ориентирована на укрепление органов речевого аппарата, т.е. развитие мышц и двигательных навыков, принимающих непосредственное участие в речевой деятельности.

Речевые навыки формируются у детей при осуществлении ряда манипуляций артикуляционным аппаратом. Если имеются нарушения в работе органов артикуляции, то и речевые функции могут быть нарушены.

Если же речевые дисфункции вызваны иными факторами, то в их коррекции, в устранении причин и проблем работы в речевом развитии находит активное применение артикуляционная гимнастика. Она позволяет:

  1. Сформировать у ребенка навыки верного расположения языка, губ, верхнего неба при произношении отдельных звуков, слов и фраз;
  2. Развить согласованность действий артикуляционного аппарата и речевой работы.

Следует также отметить, что артикуляционная гимнастика может быть применена в любом возрасте и при любом уровне речевого развития. Даже отсутствие речевых патологий не является противопоказанием использования артикуляционной гимнастики. Это обуславливает использование артикуляционной гимнастики для следующих целей:

  1. Постановка дикции ребенка;
  2. Приведение мышц органов речевого аппарата в тонус, чтобы тренировка произношения носила продуктивный характер;
  3. Развитие скорости работы артикуляционного аппарата. Скорость необходима для развития связной речи, быстрого речевого реагирования при диалоговом взаимодействии.

Артикуляционная гимнастика на развитие мышц языка

Артикуляционная гимнастика проводится в отношении различных органов – языка, губ, щек, неба. Каждый орган отвечает за конкретные аспекты речевого произношения.

«Артикуляционная гимнастика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Что касается гимнастики языка, то она имеет свои особенности проведения в разные возрастные периоды. Упражнения могут носить динамический и статический характер.

Среди динамических артикуляционных упражнений можно отметить следующие:

  1. Упражнение «змейка». Оно предполагает высовывание языка изо рта на максимально возможное расстояние.
  2. Упражнение «катушка». Оно предполагает открытие рта и размещение языка с упором его кончика в нижние резцы с прижатием краев языка к верхним зубам. Происходит выдвижение языка вперед и задвигание его внутрь.
  3. Упражнение «лошадка». Оно связано с совершением языком «цоканья», посредством присасывания языка к верхнему небу и совершению обратных движений в разном темпе.
  4. Упражнение «часы». Языком совершаются движения, подобные движению часового маятника – вправо, влево.
  5. Упражнение «варенье». Оно связано с облизыванием губ языком в разные стороны и в разных темпах.
  6. Упражнение «трубочка». Оно предполагает сворачивание языка в трубочку и совершение движений в разные стороны в данном положении.

Среди статических артикуляционных упражнений для языка можно выделить следующие:

  1. Упражнение «бегемот». Оно связано с фиксированием языка в статическом положении на нижней губе и совершении открытий и закрытий рта в определенном темпе.
  2. Упражнение «грибочек». Оно связано с фиксацией языка на верхнем небе и фиксации рта в открытом положении в течение определенного временного периода.
  3. Упражнение «птенец». Оно связано с имитацией выражения лица птенца: широкое открытие рта с выдвижением языка вперед, его расслаблением и фиксацией.

Упражнения для развития мышц щек

Артикуляционная гимнастика для мышц щек включает в себя следующие разновидности упражнений:

  1. Упражнение «шарик». Оно предполагает надувание щек и их сдувание через удар кулачками.
  2. Упражнение «Хомячок». Оно имеет две разновидности реализации:

    • Надувание щек и их удерживание в таком положении в течение определенного временного промежутка;
    • Втягивание щек внутрь и их удержание в таком положении.
  3. Упражнение «догонялки». Оно реализуется через поочередное надувание и сдувание щек. Они как будто догоняют друг друга.

  4. Упражнение «перекат». Оно требует использования конфет. Лучше всего взять леденцы, которые дети будут перекатывать во рту от одной щеки к другой.

Следует отметить, что гимнастику щек хорошо сочетать с массажем. Простое растирание щек стимулирует кровообращение и повышает продуктивность гимнастики.

Гимнастика для губ

В качестве основных упражнений, используемых для развития мышц губ, используются:

  1. Упражнение «улыбка». Оно предполагает растягивание губ в улыбку и стабилизация данного положения на несколько секунд.
  2. Упражнение «трубочка». Оно предполагает вытягивание губ в длинную трубочку и втягивание обратно. Совершается несколько повторений в течение двух-трех минут.
  3. Упражнение «забор». Оно основывается на установке зубов друг на друга. Для правильной реализации данного упражнения, детям предлагается погрызть морковку. Далее, губы разводятся в улыбку и стабилизируются в данном положении в течении нескольких секунд.
  4. Упражнение «кролик». Оно предполагает смыкание зубов и подъем верхней губы. Можно зафиксировать данное положение на определенный временной промежуток, а можно выполнить несколько повторений.
  5. Упражнение «рыбка». Оно предполагает совершение хлопков губами при их вытягивании.
  6. Упражнение «прятки». Оно предполагает прятанье губ внутрь рта. Губы приживаются к зубам, чтобы их не было видно, а зубы немного смыкаются.

Следует отметить, что проведение артикуляционной гимнастики должно носить регулярный характер. Временной период проведения гимнастики должен занимать не более пятнадцати минут, чтобы не переутомить ребенка и не снизить его интерес к упражнениям. Упражнения должны быть проведены в игровой форме.

На занятиях артикуляционной гимнастикой огромную роль играет видение ребенком себя и своих действий. Потому, актуально применение зеркала. Ну и естественно, выполнение упражнений должно детально демонстрироваться ребенку.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot