Лечебно-профилактические учреждения РФ
Лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) — это относительно обособленные структурные единицы, для которых характерна сложная организация функциональных подразделений, обеспечивающих оказание медицинской помощи населению.
ЛПУ являются элементом региональной (национальной) системы здравоохранения. В рамках этой системы технологические и лечебно-диагностические возможности лечебного учреждения интегрированы для оказания помощи гражданам посредством системы маршрутизации пациентов в зависимости от тяжести и профиля заболевания.
В РФ принята номенклатура медицинских организаций, утвержденная Министерством здравоохранения от 06.08.2013 № 529н. Существует две номенклатуры организаций, которые отличаются по определенным признакам. Основу первой номенклатуры составляет вид медицинской деятельности, во второй номенклатуре медицинские организации сгруппированы по административно-территориальному признаку.
Структуру первой номенклатуры составляют:
- лечебно-профилактические организации (госпитали, больницы, медико-санитарные части, родильные дома, хосписы, диспансеры, лепрозории, поликлиники, амбулатории, дома ребенка, женские консультации, медицинские организации переливания крови и скорой помощи, санаторно-курортные учреждения);
- медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей (центры гигиенического образования населения, гигиены и эпидемиологии, дезинфекционные, противочумные центры, учреждения санитарно-гигиенического надзора);
- медицинские организации особого типа (центры, медицинские отряды, лаборатории, бюро).
Ядром региональной и национальной систем здравоохранения в РФ являются лечебно-профилактические медицинские организации.
Вторая номенклатура выделяет медицинские учреждения по территориальному признаку:
- федеральные;
- краевые, республиканские, областные, окружные;
- межрайонные;
- районные;
- городские.
Обе номенклатуры группируют лечебные учреждения в рамках региональной системы здравоохранения по разным признакам.
Для анализа эффективности деятельности лечебного учреждения необходим набор переменных, корректно отражающих затраты ресурсов и результаты деятельности подразделений каждого типа.
Анализ деятельности лечебно-профилактического учреждения
Анализ деятельности лечебно-профилактического учреждения является основой квалифицированного руководства и контроля, обеспечивает своевременное выявление и исправление дефектов в организации медицинской помощи населению, повышает сознательное отношение и интерес к работе врачей, делает их деятельность целенаправленной и осмысленной, способствует повышению качества всего лечебно-диагностического процесса.
Отчет ЛПУ включает ряд разделов: штат учреждения; деятельность поликлиники; деятельность стационара; работа лечебно-вспомогательных кабинетов (отделений); деятельность диагностических отделений; антирабическая деятельность.
Типология ресурсов и результатов деятельности ЛПУ:
- относящиеся к пропускной способности (мощности) (количество коек, основные средства, количество и сложность предлагаемых диагностических и специальных услуг) — относящиеся к основной медицинской деятельности (количество пациентов в круглосуточном стационаре, количество койко-дней, пациентов, пролеченных амбулаторно, количество хирургических вмешательств, пациентов, поступивших в экстренном порядке, количество проведенных лабораторных анализов и диагностических исследований, средняя длительность пребывания пациента, количество резидентов и др.;
- относящиеся к персоналу (количество врачей, среднего медицинского персонала, немедицинского персонала, административного персонала, общее количество персонала) — относящиеся к качеству оказываемой медицинской помощи (общая летальность, летальность хирургических пациентов, количество повторных госпитализаций, некорректно выписанных пациентов, доля пациентов, заболевших внутрибольничными инфекциями);
- относящиеся к расходам (медицинские расходы, расходы на содержание имущества, на оплату труда медицинского персонала, административные расходы, расходы, не связанные с оплатой труда, все расходы лечебного учреждения) — относящиеся к финансовому результату деятельности лечебного учреждения (выручка учреждения, выручка от деятельности амбулаторного отделения, круглосуточного стационара, прибыль от медицинской деятельности).
Пути оптимизации деятельности лечебно-профилактического учреждения
Повышение эффективности деятельности системы здравоохранения является одной из основных ее задач. Одним из путей снижения затрат на оказание стационарной медицинской помощи населению является широкое внедрение малозатратных технологий и развитие стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи.
Одним из путей оптимизации деятельности лечебного учреждения является применение принципов бережливого производства в здравоохранении. Внедрение данной концепции оказывает положительное влияние на административные и клинические процессы медицинской организации. Вся деятельность персонала лечебного учреждения должна быть направлена на совершенствование внутренних процессов клиники, деятельности медперсонала во время приема пациента, проведения диагностики, лечения, реабилитации, оформления выписки.
Оптимизация и совершенствование деятельности лечебного учреждения достигается за счет внедрения принципов бережливого производства. Бережливое здравоохранение является концепцией создания и развития системы охраны здоровья населения, позволяющей достичь наилучшего уровня качества, затрат и сроков оказания помощи, устойчивого развития всей системы.
Повышение качества и доступности медицинской помощи осуществляется за счет устранения потерь и оптимизации процессов. Потерями в медицине принято считать ресурсы и действия, не добавляющие ценности общему процессу оказания медпомощи пациенту.
Инструменты, используемые для сокращения потерь:
- Картирование. Составление конкретной структуры потоков (информационных и материальных) определенного процесса. Картирование помогает проанализировать все операции и выявить, на каких этапах происходят потери.
- Система «5С». Включает в себя пять последовательных шагов (сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй), направленных на улучшение культуры производства и эффективности рабочих процессов.
- Канбан. Метод с успехом применяется в системе управления запасами организации, его суть заключается в принципе поставок исключительного количества продукции, необходимого потребителю, с минимальным количеством запасов. Метод применяется для точного расчета потребности подразделений в медизделиях и лекарствах.
- Визуализация. Позволяет информировать сотрудников (потребителей) о том, как должна выполняться определенная последовательность действий. Помогает правильно создать схему размещения кабинетов в медицинском учреждении, разработать систему расположения медицинского оборудования в операционной и т. д.