Сущность векторного метода для решения геометрических задач
Векторный метод решения задач основан на решении задач с использованием аппарата векторной алгебры.
Применение векторной алгебры к решению геометрических задач основано на следующих основных утверждениях.
Утверждение 1 (Необходимое и достаточное условие коллинеарности векторов): Два ненулевых вектора $\overrightarrow{a}$ и $\overrightarrow{b}$ коллинеарны тогда и только тогда, когда существует действительное число $k\ne 0$, такое, что удовлетворяется следующее равенство
Утверждение 2: Если векторы $\overrightarrow{a}$ и $\overrightarrow{b}$ не коллинеарны, то любой вектор $\overrightarrow{c}$, компланарный с данными векторами можно представить в виде линейной комбинации и притом единственным образом:
Утверждение 3: Любой вектор $\overrightarrow{d}$ в трехмерном пространстве можно разложить по трем некомпланарным векторам $\overrightarrow{a}$, $\overrightarrow{b}$ и $\overrightarrow{c}$:
При решении задач векторным методом также применяются такие понятия, как сложение, вычитание векторов, умножение вектора на число, а также понятие скалярного произведения векторов.
Общая схема для решения геометрических задач векторным методом
При решении геометрических задач векторным методом рекомендуется пользоваться следующей схемой:
-
Провести анализ условия задачи:
а) Выяснить в какой системе координат (двумерной или трехмерной) рассматривается данная задача;
б) Записать, что нам дано, что нужно найти или доказать, а также построить чертеж по условию задачи.
-
Перевести условие задачи и требования к векторному виду.
-
Составить векторные соотношения, соответствующие тому, что дано в задаче и привести их к векторным соотношениям, соответствующим требованиям задачи.
-
Перевести полученный результат на геометрический язык.
Примеры типов задач, которые решаются векторным методом
Приведем теперь примеры классических задач, решаемых с помощью векторного метода (Не приводя их решений).
-
Задачи на доказательство параллельности.
-
Задачи на нахождение отношений, в котором точка делит отрезок.
-
Задачи на доказательство принадлежности трех точек одной прямой.
-
Задачи на доказательство принадлежности четырех точек одной плоскости.
-
Задачи на доказательство перпендикулярности.
-
Задачи на вычисление длины отрезка.
-
Задачи на нахождение величины угла.
-
Задачи на вычисление площадей и объемов геометрических фигур.
Примеры задач на применение векторного метода
Далее рассмотрим ряд задач, которые решаются с помощью векторного метода.
Доказать, что линия, соединяющая середины диагоналей произвольной трапеции параллельна основаниям этой трапеции и равна их полуразности.
Доказательство.
Пусть нам дана трапеция $ABCD.$ $MN$ - отрезок, соединяющий середины диагоналей данной трапеции (рис. 1).
Рисунок 1.
Докажем, что $MN=\frac{AD-BC}{2}$ и $MN||AD$
Рассмотрим вектор $\overrightarrow{MN}$. Используя правило многоугольника для сложения векторов, с одной стороны, получим
\[\overrightarrow{MN}=\overrightarrow{MA}+\overrightarrow{AD}+\overrightarrow{DN}\]С другой стороны
\[\overrightarrow{MN}=\overrightarrow{MC}+\overrightarrow{CB}+\overrightarrow{BN}\]Сложим два последних равенства:
\[2\overrightarrow{MN}=\overrightarrow{MA}+\overrightarrow{AD}+\overrightarrow{DN}+\overrightarrow{MC}+\overrightarrow{CB}+\overrightarrow{BN}\]Так как $MN$ - отрезок, соединяющий середины диагоналей, то
\[\overrightarrow{MA}+\overrightarrow{MC}=\overrightarrow{0},\ \overrightarrow{DN}+\overrightarrow{BN}=\overrightarrow{0}\]Тогда получим
\[2\overrightarrow{MN}=\overrightarrow{AD}+\overrightarrow{CB}=\overrightarrow{AD}-\overrightarrow{BC}\]То есть
\[\overrightarrow{MN}=\frac{\overrightarrow{AD}-\overrightarrow{BC}}{2}\]Так как $\overrightarrow{AD}\ и\ \overrightarrow{BC}$ сонаправлены, то $\overrightarrow{MN}||\overrightarrow{AD}$.
Из этого получаем, что $MN=\frac{AD-BC}{2}$ и $MN||AD$
ч. т. д.
На сторонах треугольника $ABC$ взяты точки $L,\ M,\ K$, так что $\left|BL\right|=3\left|AL\right|,\ \left|BM\right|=2\left|CM\right|,\ \left|AK\right|=2|CK|$. Найти, в каком отношении прямая $KL$ делит отрезок $AM$.
Решение.
Обозначим через точку $E$ - точку пересечения отрезка $AM$ с прямой $KL$(рис. 2).
Рисунок 2.
Найдем $\left|AE\right|:|EM|$
Введем, для удобства, следующие обозначения: $\overrightarrow{AB}=\overrightarrow{b},\ \overrightarrow{AC}=\overrightarrow{c}$, $\overrightarrow{AE}=x\overrightarrow{AM},$ $\overrightarrow{LE}=y\overrightarrow{LK}$
Воспользуемся далее правилом треугольника для сложения векторов. С одной стороны получим
\[\overrightarrow{AE}=x\overrightarrow{AM}=x\left(\overrightarrow{AB}+\overrightarrow{BM}\right)=x\left(\overrightarrow{b}+\frac{2}{3}\left(\overrightarrow{c}-\overrightarrow{b}\right)\right)=\frac{2}{3}x\overrightarrow{c}-\frac{1}{3}x\overrightarrow{b}\]С другой стороны
\[\overrightarrow{AE}=\overrightarrow{AL}+\overrightarrow{LE}=\overrightarrow{AL}+y\overrightarrow{LK}=\frac{1}{4}\overrightarrow{b}+y\left(\frac{2}{3}\overrightarrow{c}-\frac{1}{4}\overrightarrow{b}\right)=\frac{2}{3}y\overrightarrow{c}+\frac{1}{4}\overrightarrow{b}-\frac{1}{4}y\overrightarrow{b}\]Тогда
\[\frac{2}{3}x\overrightarrow{c}-\frac{1}{3}x\overrightarrow{b}=\frac{2}{3}y\overrightarrow{c}+\frac{1}{4}\overrightarrow{b}-\frac{1}{4}y\overrightarrow{b}\]Получаем систему:
Рисунок 3.
$\overrightarrow{AE}=\frac{3}{7}\overrightarrow{AM}$, следовательно
Ответ: $3:4.$