Лесное машиностроение
Отрасль лесного машиностроения включает в себя предприятия, специализирующиеся на производстве техники и оборудования для заготовки, переработки, транспортировки лесных ресурсов.
В кризисное время 90-х годов лесное машиностроение переживало не самые лучшие времена, можно даже сказать было на грани краха. в период с 1988 года по 1993, значительно снизился объем лесозаготовок, что не могло отразиться на лесном машиностроении, а конкретнее на объеме выпуска машин.
Значительно сократился выпуск оборудования, а некоторые виды машин и вовсе были сняты с производства, до определения их аналога. На предприятиях были задействованы машины, работающие более 5 лет. Как следствие снизился объем работ, выполняемых механизмами.
В этот период была принята программа, которая предусматривала разработку и освоение новых лесозаготовительных машин нового поколения, а также увеличение объемов их производства за счет увеличения объемов заготовки леса.
Для осуществления данной программы требовалось достаточно большое оснащение предприятий машинами, причем в то время было не принципиально будут они отечественного производства или же зарубежного.
Однако стоит заметить, что изготовление новых машин требовало значительного оснащения предприятий и финансовых вложений.
Главным вопросом того времени оставался вопрос оснащения заводов лесного машиностроения, а именно смогут ли они справиться с необходимым объемом заготовок.
В то время заводы лесного машиностроения были мало специализированы, не было заводов, выпускающих изделия для комплектации оборудования. Инженерно-техническая база так же оставляла желать лучшего, на многих заводах отсутствовали инженерно-технические службы, службы метрологического контроля.
Со временем обстановка на лесном машиностроении так и не улучшилась, на 2008 год предприятия лесного машиностроения не обеспечивали нужный технический уровень и качество производимой техники. Машины и оборудование значительно уступает по материало- и энергоемкости зарубежным аналогам.
База сервисного и эксплуатационного обслуживания лесной техники и вовсе перестала существовать.
Для развития лесозаготовочного комплекса, было принято решение провести ряд мер для восстановления лесного машиностроения:
- Разработка нового поколения лесных машин, способных составить конкуренцию зарубежным аналогам, включая в себя улучшенные функциональные характеристики, с увеличенными показателями надежности
- Разработка импортозаменяющего оборудования, в ом числе машин по заготовки сортиментов, колесных трелевочных машин, самоходных канатных установок и т.п.
- Разработка лесозаготовительных машин и технологий для заготовки древесины в сложных природных условиях
Однако за прошедшее время, как показывают данные, достигнуть поставленной цели так и не удалось, более того, производство отечественных лесозаготовительных машин упало в 9 раз.
Тем не менее, стоит отметить, что не смотря на низкий уровень развития лесного машиностроения, на лесозаготовительных предприятиях все еще отдают предпочтение отечественным машинам, хоть их износ и составляет более 90%.
Не очень положительно складывается и ситуация в направлении научно-технического оснащения. В настоящее время большинство научно-технических и опытно-конструкторских работ проводятся на базе профессорско-преподавательского состава вузов. Однако часто труды, написанные профессорами ставятся на полку не найдя своего потребителя.
Причины кризиса в лесном машиностроении:
- Физический и моральный износ оборудования и технологий
- Агрессивная рыночная интервенция западных фирм
- Развал отраслевой науки
- Дефицит финансовых ресурсов
- Дефицит квалифицированных кадров
Лестехком
Компания организованна в 1995 году, основывается на выпуске запасных частей для лесозаготовительной техники, позже освоила ремонт оборудования и машин.
С 1998 года занимается производством 3-х и 4-х секционных гидрораспределителей.
С 2000-х занимается выпуском новых валочно-пакетирующих машин. Для нынешнего положения лесного машиностроения, данное предприятие имеет не плохую квалификационную базу и достаточно хорошо оснащено.
Красноярский завод лесного машиностроения
Один из старейших заводов Красноярской области, был открыт в 1916 году, как небольшая мастерская, однако в 1918 году от слияния с несколькими заводами военно-промышленного комитета, образовалось одно большое содружество. Его изначальным направлением был ремонт сельхоз техники.
В 20-е годы, не смотря на все трудности завод расширял свои цеха и стабильно становился на ноги.
В 1930 году завод введен в систему Наркомлеса, и становится ремонтной базой для Сиблестранса. Было расширенно производство, начался выпуск пил собственной конструкции. Начали внедрять свои конструкционные разработки.
Однако в 1941 большая часть работников завода уходят на фронт, в этот же год сюда был эвакуирован Онежский тракторный завод.
В послевоенное время завод принимался за любую работу, так освоились выпуск газогенераторов и электропил.
В 1959 году успешно прошли испытания лесопогрузчика, навесное оборудование для которого было собрано на Красноярском заводе.
В 1961 году началась разработка собственного варианта фронтального лесопогрузчика. В 1962 году погрузчик сошел с конвейера.
В 1965 году направлением завода выбрано только производство лесозаготовительной техники.
В 70-е годы практически на всех площадках использовались погрузчики, собранные на Краслесмаш.
В трудной экономической ситуации 80=90-х годов наметился спад производства техники.
В 920-х годах, чтобы остаться на плаву, завод расширяет номенклатуры выпускаемой продукции.
Со временем Краслесмаш вошел в состав концерна Тракторные заводы, так же в 2014 году был завершен перенос производства машин на площадку Онежского тракторного завода.
На сегодняшний день завод выпускает гусеничные и колесные лесозаготовительные, лесохозяйственные и лесопожарные тракторы.