Типы гладких соединений
Гладкие соединения – это соединения, которые образованы коническими, цилиндрическими или плоскими параллельными плоскостями.
Все гладкие соединения подразделяются на подвижные и неподвижные. Главное требование, которое предъявляется к подвижным гладкими цилиндрическими соединениям - создание между валом и отверстием максимально малого зазора, которое обеспечивает жидкостное трение, заданную несущую способность подшипника, а также сохранение жидкостного трения в случае увеличения зазора при длительной эксплуатации, для прецизионных соединений - равномерное вращение и точное центрирование вала. Главное требование, предъявляемое к неподвижным соединениям - обеспечение точного центрирования деталей, а также передача при длительной эксплуатации необходимого крутящего момента или осевой силы, благодаря гарантированному натягу или дополнительному креплению деталей стопорными винтами, шпонками и т. п. Общее, ко всем соединениям требование - обеспечение наибольшей долговечности.
В подвижных соединениях зазор предназначен для обеспечения свободы перемещения, размещения слоя смазки, компенсаций температурных деформаций и компенсаций погрешности изготовления и сборки, упругой деформации составляющих изделия, их шероховатости и т. п. Для ответственных соединений, работающих в условиях жидкостного трения, значение зазоров рассчитывается на основе гидродинамической теории трения. Посадки с натягом используются на неразъемных неподвижных соединениях, без дополнительного крепления. Относительная неподвижность деталей достигается благодаря силам трения, которые возникают в материале сопрягаемых деталей из-за деформаций их контактных поверхностей.
Конические соединения – это соединения наружного и внутреннего конусов, которые имеют одинаковые углы конуса или одинаковые номинальные конусности.
Конусные соединения используются для обеспечения сопряжений, в которых требуется частая разборка и сборка при хорошем центрировании деталей. Подвижные конические соединения необходимы для обеспечения зазора между деталями или относительного вращения. Конические неподвижные соединения необходимы для передачи крутящего момента.
Плоские соединения – это соединения, в которых сопрягаемыми поверхностями являются две параллельные плоскости.
Посадки конических соединений
Гладкое коническое соединение характеризуется конической посадкой и безрасстоянием. Конические посадки отличаются по характеру сопряжений поверхностей внутреннего и наружного диаметров. По способу фиксации конические посадки делятся на:
- Посадки, которые получаются в результате совмещения конструктивных элементов соединяемых конусов, когда составляющие изделия продвигают до момента соприкосновения соответствующих базовых плоскостей. В данном случае наружный конус вводится во внутренний до упора по торцам и посадки получаются в зависимости от остальных размеров конического соединения. Этим способом получаются посадки с зазором, с натягом, а также переходные посадки.
- Посадки, которые получаются в результате установления между базовыми плоскостями сопряженных элементов предписанного безрасстояния. В таком случае наружный конус во время сборки вводится во внутренний до получения необходимого расстояния между базами, после чего фиксируется в этом положении. В результате такой операции получаются различные посадки, в зависимости от размеров конических составляющих соединяемых между собой конусов, они могут быть с натягом, зазором или переходными.
- Посадки, которые получаются в результате осевого смещения сопрягаемых конусов на необходимую величину от начального положения. За такое положение принимается положение в момент фактического соприкосновения этой пары конусов. Наружный конус вводится во внутренний до касания конических поверхностей, после этого один из конусов сдвигается на заданное расстояние и фиксируется в новом положении. В данном случае посадка зависит от направления и величины смещения.
- Посадки, которые получаются в результате приложения заданного усилия запрессовки наружного конуса во внутренний. В данном случае конусные составляющие соединяются запрессовкой с использованием сопротивления.