22 закона маркетинга от Дж. Траута и Э. Райса
У маркетинга, как и у природы, существуют свои законы. Для эффективного ведения бизнеса необходимо изучать законы продвижения, правила и требования рынка, экономические законы, а также знаменитые 22 закона маркетинга. Эти законы разработали Джек Трут и Эл Райс на основе анализа практик ведущих компаний мира.
Под законами маркетинга понимают ключевые правила, которые исходят из практической деятельности компаний на рынке.
Для четкого понимания законов маркетинга необходимо принять следующую информацию:
- если компания готова признать существование закона, то его понимание будет легким;
- успешный маркетинговый проект соответствует главным тенденциям рынка;
- создание работающих принципов маркетинга основано на глубоком информационно-статистическом анализе;
- успех продвижения бренда зависит от соблюдения основных законов маркетинга;
- несоблюдение и игнорирование основных правил и требований угрожает развитию компании.
22 закона маркетинга:
- лидерства (быть первым важнее, чем производить и реализовывать качественную продукцию);
- категорий (нет возможности стать первым в определенной категории, можно создать свою категорию, в которой стать первым);
- мозга (лучше быть не первым на рынке, а первым в сознании потребителя);
- восприятия (маркетинг – это война восприятий);
- фокусировки (нужно заложить в сознание человека простое слово о компании);
- эксклюзивности (каждая компания имеет свое слово в сознании потребителя, две компании не могут ассоциироваться одним словом);
- лестницы (стратегия зависит от того, на какой ступеньке лестницы значимости находится бренд)
- двойственности (изначально в борьбе за потребителя участвуют большое число брендов, в итоге в сознании человека остаются только две марки);
- от противного (если компания стремится на втрое место, то ее стратегия определяется лидером, но не нужно быть «убийцей» первого, лучше создать альтернативу – стать соперником лидера);
- деления (любая категория со временем делится, необходимо успеть занять свою нишу);
- перспективы (значительные результаты маркетинга появляются только со временем);
- продолжения линии (наращивание бренда в разных направлениях);
- жертвования (отказ от важного в пользу достижения необходимого);
- атрибутов (для каждого атрибута бренда вполне найдется противоположный, более эффективный атрибут);
- откровенности (признание собственных недостатков привлекает клиентов);
- сингулярности или оригинальности (только одно направление дает результаты, успех зависит от узкой специализации);
- непредсказуемости (предсказать будущее невозможно без написания планов конкурентов);
- успеха (успех часто ведет к самомнению, самомнение - высокомерию, а высокомерие - к провалу; самомнение - враг успешного маркетинга);
- провала (лучше заранее спрогнозировать провал и минимизировать потери);
- обмана (если о компании не говорят, значит у нее все хорошо);
- роста (успешные бренды строятся не на росте числа потребителей, а на тенденциях);
- ресурсов (идея не будут развиваться и иметь успех без вложений).
Закон Парето в маркетинге
В ходе своих исследований итальянский экономист Вильфредо Парето выявил, что около 80% доходов принадлежало 20% населения и только 20% доходов остальным 80% населения. Его закон или принцип изначально был использован при учете распределения богатства. Затем была доказана его применимость во всех видах деятельности, в том числе и в маркетинге.
В общем виде закон Парето формулируется так: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — только 20% результата. Он может использоваться как базовый принцип для оптимизации деятельности. Необходимо правильно подобрать минимум самых важных действий, что приведут к быстрому получению большей части запланированного и ожидаемого результата. Дальнейшие улучшения могут быть неэффективны и неоправданно.
В маркетинге закон Парето представлен следующими утверждениями:
- 20% потребителей приобретают 80% продукции конкретной компании или конкретного бренда;
- 20% ассортимента компании приводит к получению 80% прибыли;
- 20% клиентов приносят 80% прибыли (программы лояльности как методы удержания потребителей).
В использовании закона Парето есть ряд недостатков:
- с точки зрения математики закон представляет собой заурядное наблюдение (результат состоит из суммы действия множеств различных факторов, при этом вклад каждого фактора бывает различным);
- распределение вклада большой и меньшей части факторов в реальной жизни бывает любым и необязательно 20/80.
Основные законы SMM-маркетинга
Не многие маркетологи осознают потенциал социальных сетей. Некоторые не знают, какие инструменты использовать, как работать с аудиторией и т.д. Выделяют ряд законов маркетинга в социальных медиа, которые позволяют выстраивать отношения с клиентами, повысить продажи и максимизировать прибыль.
Основными задачами SMM являются: привлечение и удержание потребителей. Это самый быстрый и недорогой инструмент маркетинга. Продающий контент и реклама способствует привлечению и удержанию новых пользователей, превращает их в постоянных клиентов.
Соблюдение правил маркетинга в социальных сетях позволяет усилить авторитет и узнаваемость бренда, увеличить лояльность и вовлеченность потребителей, эффективно сглаживать негатив и улучшать рейтинг в поисковых системах.
Законы SMM-маркетинга:
- слушать (полезны и положительные, и отрицательные мнения, читать все публикации целевой аудитории, задавать вопросы и работать с негативом);
- узкая специализация (добавлять видеоконтент с экспертами, инструкции по использованию товара, чек-лист по применению бренда);
- качество (показывать реальные истории и отзывы, делать подборку полезных книг, статей, видео);
- терпение (составить план охвата: 100 подписчиков в неделю, 1000 – в месяц и т.д., отслеживать эффективность профиля на предмет вовлеченности и продаж);
- наращивание (показать что-о новое: новый способ использования товара, проводить эксперименты, рассказывать забавные истории);
- влияние (подключить лидеров мнений – блогеров и договориться о рекламе и сотрудничестве);
- ценность (оценить, какие публикации приносят больше лайков, комментариев и репостов, составить список самых эффективных форматов публикаций);
- признание (организация конкурсов, вебинаров, демонстрация успешных кейсов);
- доступность (всегда быть на связи со своими подписчиками);
- взаимность (желательно лично и быстро отвечать на вопросы пользователей, делиться публикациями лояльных подписчиков).