Сущность маркетинговых исследований
Маркетинговое исследование представляет собой систематически проводимый поиск, анализ, сбор, представление сведений и данных, которые относятся к какой-либо конкретной рыночной ситуации
Кроме этого, маркетинговое исследование можно определить и как систематически осуществляемый сбор, анализ и учет данных маркетинговым вопросам в целях совершенствования качества контроля и процедур принятия решений в маркетинговой среде.
Цели маркетинговых исследований
Они бывают:
- поисковые – подразумевают сбор информации с целью предварительной оценки того или иного вопроса (проблемы), а также его структурирования
- каузальные — представляют собой проверку гипотезы о наличии определенной причинно-следственной связи
- тестовые — подразумевают отбор наиболее перспективных вариантов или верификацию правильности принятых ранее решений
- описательные — как видно из самого названия – подразумевают описание выбранных объектов исследования, явлений, а также факторов, которые оказывают воздействие на их состояние
- прогнозные — связаны с прогнозированием состояния объекта исследования в будущем.
Виды маркетинговых исследований в зависимости от поставленных целей
- разведочные (исследования, которые проводятся проводимые в целях сбора предварительной информации, которая необходимая для лучшего определения проблем и выдвигаемых гипотез, для установления приоритетов среди задач маркетингового исследования, для уточнения терминологии и т. д.
- описательные – направлены на описание различных маркетинговых ситуаций, проблем, а также отдельных рынков (например, исследование отношения потребителей к тому или иному товару, демографической ситуации в определенном регионе и т. д.)
- экспериментальные – проводятся с целью проверки гипотез касаемо наличия причинно-следственных связей (их отличительной чертой является изучение закономерностей изменения какого-либо одного фактора при жестком контроле над остальными).
Классификация маркетинговых исследований в зависимости от вида собираемой информации и используемых методов сбора
По данному криетерию маркетинговые иследования подразделяются на:
- качественные – осуществляются на незначительных выборках и, при этом, не претендуют на высокую репрезентативность результатов. Основная задача качественных исследований заключается в уточнении проблемы, определения ее основных элементов и фотокоров. Проводя качественные исследования, исследователи в основном применяют такие методы, как: интервью, экспертные оценки, метод фокус-групп и т. д.
- количественные – в целях повышения репрезентативности, при их осуществлении применяются довольно большие выборки.
Классификация маркетинговых исследований в зависимости от периодичности проведения и используемой технологии исследования
- спорадическое (разовое) – осуществляется самой фирмой или же заказывается у специализированной организации.
-
панельное – его суть состоит в повторяющемся получении информации от некоторой постоянной группы объектов (которая называется панелью).
Различают панели розничных торговцев и покупателей. Подобного рода могут быть эффективны в том случае, когда перед исследователем ставится задача изучить данный предмет в динамике.
-
мультиспонсируемое исследование – проводится периодически маркетинговой фирмой одновременно для нескольких клиентов (каждая организация, которая подписалась на подобного рода исследование, имеет право включить в него один или несколько вопросов).
- полевое и кабинетное – проводятся при использовании внешних и внутренних источников информации.