Сущность и методы транспортировки заказов
Составным элементом реализации товарной продукции выступает ее транспортировка. В общем смысле под транспортировкой заказа принято понимать процесс обеспечения движения товара от мест его производства (продажи) к местам его использования. В зависимости от выбора перевозчика товара зависит установление соответствующего уровня отпускных цен на продукцию, а также сроки (длительность) доставки и состояние заказанной продукции на момент ее прибытия в пункт назначения.
По большому счету транспортировка заказов обеспечивает их сохранность в пути. От качества ее организации в значительной степени зависит уровень удовлетворенности клиента – при прочих равных условиях действует общее правило «чем раньше будет доставлен товар, тем лучше».
В общей сложности можно выделить порядка пяти основных способов доставки (транспортировки) заказов. К ним относятся:
- доставка автомобильным транспортом;
- доставка воздушным транспортом;
- доставка железнодорожным транспортом;
- доставка водным транспортом (речным и морским транспортом);
- гужевая доставка.
Каждый из способов транспортировки заказов и иной товарной продукции имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Их отличительными особенностями считается скорость товародвижения, грузоподъемность, стоимость перевозки и иные факторы. Наиболее дорогим, но в то же время быстрым способом доставки считается воздушный транспорт.
Неотъемлемым элементом транспортировки заказов выступает обеспечение сохранности перевозимых товаров. Касается это как качества товарной продукции, так и ее количества. Для обеспечения сохранности грузов важную роль играет создание условий, аналогичных их стандартному хранению, а также характер используемой защитной упаковки.
Говоря о перемещениях товаров, не следует забывать, что транспортировка заказов может осуществляться как самим складом, так и заказчиком (покупателем). В последнем случае речь идет о так называемом самовывозе, что встречается не так часто.
Товарные потери
В процессе транспортировки товарной продукции бывают случаи утери либо порчи товаров. В этом случае речь идет о возникновении товарных потерь.
Под товарными потерями принято понимать те потери, которые вызваны полной либо частичной утратой товаром его качественных и количественных характеристик в натуральном выражении.
Товарные потери принято делить на два вида (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Товарные потери. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К числу нормируемых потерь принято относить уменьшение длины, объема, массы и иных количественных характеристик товаров. Иначе потери, относимые на данную группу, принято называть естественными. В большинстве своем они характерны для процессов, свойственных конкретному товару. Как правило, они происходят в процессе хранения и товарной обработки.
К числу нормируемых потерь могут быть отнесены:
- естественная убыль (усушка, утруска, бой, розлив, впитывание, улетучивание веществ и пр.);
- пред реализационные потери (ликвидные и неликвидные).
Под естественной убылью понимаются количественные потери, которые вызваны процессами, происходящими в ходе хранения и транспортировки товарной продукции.
Пред реализационные потери возникают в процессах предпродажной подготовки товаров. К их ликвидной части относятся те из них, которые могут быть реализованы с ограничением, а к неликвидной – те, что должны быть в обязательном порядке утилизированы.
Под ненормируемыми потерями понимается в первую очередь порча продукции. Иначе их еще принято называть актируемыми потерями. Основными причинами их возникновения считаются неудовлетворительные условия перевозки и хранения товарной продукции, а также бесхозяйственность самих работников.
Особую роль в процессе транспортировки заказов играет минимизация их потерь. Для этого могут быть использованы различные методы организационного, информационного и технологического толка.
Методы организационного толка направлены на выявление причин, по которым возникают потери, а также их предупреждение и снижение. В качестве примера таких методов можно привести материальное и моральное стимулирование работников (за сокращение потерь), контроль качества и пр.
Метолы информационного порядка направлены на обеспечение рабочего персонала необходимой информацией о нормах, правилах и требованиях, установленных в нормативных документах.
Методы технологического порядка опосредованы необходимостью учета факторов внутренней среды, включая структуру товаров, и регулирования факторов внешней среды, таких как упаковка, транспортировка, условия хранения и пр.
Выбор того или иного метода определяется каждой фирмой самостоятельно.
Основы выдачи заказов и ее особенности
Завершающим этапом товародвижения выступает выдача заказа. Непосредственно в этот момент переходит право собственности на товар от производителя (торговца) потребителю.
Выдача заказов может осуществляться как по предоплате, так и при оплате по факту. В последнем случае оплата товарной продукции осуществляется непосредственно в процессе ее получения и доставки (например, курьер доставляет товар, получает оплату и передает заказ покупателю). Сегодня оплата за доставленный заказ может приниматься как в наличной, так и в безналичной форме.
Как показывает практика, товарная продукция не всегда подлежит доставке до двери потребителя. Нередко она подлежит самовывозу. Под самовывозом понимается самостоятельный вывоз заказа (товарной продукции) со склада фирмы-товаропроизводителя, розничного торговца или специально созданных пунктов выдачи заказа.
Так или иначе, выдача заказа всегда сопровождается передачей покупателю соответствующих документов. В роли таких документов могут выступать товарная накладная, чек, счет-фактура, спецификация, гарантийные талоны и пр.
Сам покупатель в ходе приемки заказа осуществляет проверку целостности товарной продукции и ее соответствия заявленным характеристикам.