Макро- и микросреда как совокупность факторов, влияющих на деятельность предприятия
Любая компания функционирует на рынке в условиях неопределенности, которая связана с группой факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия. Открытие новой фирмы, разработка нового маркетингового проекта должно начинаться с изучения и оценки внешней среды для эффективной адаптации к происходящим изменениям.
Совокупность факторов, действующих внутри компании и за ее пределами и влияющих на рыночную деятельность компании, называется маркетинговой средой.
В ее состав входит макро- и микросреда. Макросреда – это комплекс внешних факторов, которые влияют на микросреду компании, к ним относятся:
- экономические;
- политические;
- технологические;
- природные;
- демографические;
- культурные.
Рисунок 1. Характеристика основных факторов макросреды компании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Микросреда – это совокупность субъектов, с которыми компания взаимодействует в ходе своей деятельность, и факторов, которые связаны с самой организацией и оказывают воздействие на эффективность рыночной работы.
Микросреда состоит из следующих элементов:
- поставщики;
- посредники;
- клиенты (потребители);
- конкуренты;
- контактные аудитории.
Поставщики – это субъекты маркетинговой среды, которые обеспечивают компании необходимым сырьем и материалами для производства готовой продукции. Критериями оценки надежности поставщика являются: срок поставки, стабильность срока поставки, качество сырья и материалов, а также готовность срочных поставок.
Посредниками являются компании или физические лица, которые продвигают и приобретают товар у производителя для последующей его перепродажи конечным потребителям. Это оптовые и розничные торговцы, логистические посредники, рекламные или маркетинговые агентства, финансовые организации.
Потребители или клиенты – это физические и юридические лица, которые приобретают товары и услуги на рынке, обладают правом выбора товара и продавца, а также предъявляют условия акта купли-продажи.
Конкурентами считают физические лица или предприятия, которые соперничают с другими компаниями на рынке. Конкуренты могут быть прямыми, т.е. те, кто продает аналогичную продукцию на рынке. Также и непрямыми, которые производят и реализуют совершенно другую продукцию, но удовлетворяющую ту же потребность (товары-заменители).
Контактные аудитории — органы власти и управления, СМИ, общественность, партии, движения и профсоюзы, которые оказывают влияние на деятельность предприятия.
Рынок в маркетинге как совокупность субъектов и объектов купли-продажи
В основе понятия маркетинга лежит термин рынок (market), поэтому он и является одни из ключевых маркетинговых категорий.
Появление рынка относят к глубокой древности. Еще в Древней Греции, Египте, Вавилоне осуществлялись сделки посредством прямой оплаты, где продавцом выступал производитель продукции. Дальше рынки стали подразделяться на розничные рынки потребительских товаров, оптовые рынка сырья и материалов, средств производства. На смену бартерным сделкам пришло денежное обращение.
Рынок – это совокупность реальных и потенциальных покупателей продукции или услуг
С маркетинговой точки зрения рынок определяют, как совокупность физических и юридических лиц с определенными потребностями и требованиями, которые необходимо удовлетворить.
Также рынок является совокупностью социально-экономических отношений в области обмена, благодаря которым производится сбыт товаров/услуг.
Рынок выполняет 4 функции, которые помогают ответить на вопросы: что, как и для кого производить?
Рисунок 2. Функции рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Субъекты рынка – это продавцы и покупатели, а объектами считаются товары, услуги, рабочая сила и капитал. Поэтому и выделяют три основных вида рынков:
- рынок товаров и услуг;
- рынок капитала;
- рынок труда.
Также по содержанию различают рынки ценных бумаг, ноу-хау, земли. Если рассматривать степень географической централизации, количество покупателей, объемы покупок, требований к обслуживанию, мотивов покупок и др., то рынки делятся на потребительский и рынок предприятий. Объектом продажи на потребительском рынке являются потребительские товары и услуги для конечных потребителей. На рынке предприятий реализуются товары производственного назначения для их дальнейшего использования в изготовлении готовой продукции, перепродажи или перераспределения.
По масштабам деятельности различают внутренний (национальный) и внешний (международный, глобальный) рынки.
По степени развития конкуренции выделяют рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции, монополии, олигополии.
По соотношению спроса и предложения рынок делится на рынок продавца (в этом случае спрос превышает предложение) и рынок покупателя (предложение выше спроса).
4P как совокупность элементов комплекса маркетинга
Комплекс маркетинга или маркетинг-микс является основным элементом бизнес-стратегии любой компании. Это самая простая и универсальная модель, которая представляет собой перечень действий для эффективного развития продукта компании.
Комплекс маркетинга – это совокупность инструментов, применение которых позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности потребителей
В состав комплекса маркетинга входят четыре элемента, названия которых начинаются на букву P. Поэтому комплекс маркетинга обозначают также комплекс 4Р:
- product (товар или услуга);
- price (цена);
- place (место);
- promotion (продвижение).
Изначально комплекс маркетинга состоял именно из этих четырех элементов. Позже он модернизировался и вышли другие его версии: 5Р, 6Р, 7Р и 9Р. Расширение комплекса маркетинга рационально, если есть осознание важной роли других элементов.
Новые элементы комплекса маркетинга:
- purchase – покупка;
- people – люди (потребители);
- package – упаковка;
- personal – персонал компании.
Комплекс маркетинга – это совокупность переменных, которые находятся под контролем у маркетинга. Комплексная и системная работа с данными переменными приводит к ожидаемым маркетинговым результатам.
Концепция комплекса маркетинга позволяет разрабатывать, реализовывать и анализировать качество разработанных и реализованных программ или проектов, а также корректировать то, что разработано.
Компания разрабатывает товарную, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику, реализует товары, оказывает услуги, которые требует рынок.