Сущность стандартизации социальной ответственности бизнеса
Стандартизация социальной ответственности бизнеса – это приведение системы корпоративной социальной ответственности (КСО) компании в соответствие с существующими нормами и стандартами социальной ответственности бизнеса.
В основе социальной ответственности бизнеса лежит добровольное принятие на себя компанией ответственности за свою деятельность и ее результаты перед широким кругом стейкхолдеров, включая потребителей, общество и государство. Сама по себе она состоит из нескольких уровней. Единого подхода к их разграничению не существует. Чаще всего принято выделять экономическую, правовую, социальную и филантропическую ответственность. По своей направленности социальная ответственность бизнеса может быть подразделена на внешнюю и внутреннюю.
Одновременно с возрастанием роли социальной ответственности бизнеса, основы ее реализации стали подвергаться стандартизации. Коснулся это процесс не только процессов реализации социально-значимых инициатив, но и отчетности компаний за их проведение. В соответствии с этим были разработаны стандарты социальной отчетности.
Стандарты и кодексы корпоративной социальной ответственности используются организациями для управления социально ответственной деятельностью. Они фиксируют в себе принципы и нормы социальной ответственного поведения бизнес-структур. Разрабатываются они на основе базовых принципов КСО, к которым относятся:
- комплексность;
- системность;
- многоуровневость;
- открытость;
- динамичность;
- интегрированность;
- адресность;
- подотчетность;
- результативность;
- кооперативность;
- инновационность и др.
Основной целью стандартизации корпоративной социальной ответственности выступает формирование системного видения и активизация социально-ответственного поведения бизнес-структур.
Помимо самого социально-ответственного поведения значительная роль отводится отчетности компаний по его реализации. Сегодня под стандартами социальной отчётности принято понимать сборники правил, руководства и документы, в которых сформулированы требования к отчётам частных компаний по итогам их деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности. По большому счету, они регламентируют принципы социального учета, аудита и отчетности.
На сегодняшний день стандарты в сфере КСО и социальной отчетности разработаны как в России, так и за рубежом. Рассмотрим их более подробно.
Стандарты корпоративной социальной ответственности
В зарубежной практике разработано немало стандартов корпоративной социальной ответственности и отчетности по ее исполнению. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим из подробнее.
Рисунок 1. Международные стандарты КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стандарт АА 1000 устанавливает порядок оценки социальной ответственности, которые включает в себя набор критериев, позволяющих оценить социальную ответственность компании с экономической, экологической и социальной средах.
Стандарт GRI считается одним из наиболее полных и распространенных стандартов в сфере социальной отчетности. Будучи основанным на сбалансированности различных направлений деятельности компании, он описывает ее прогресс в экономической, социальной и экологической сферах. В его основе лежит концепция устойчивого развития бизнеса.
Стандарт ISO 14 000 описывает социальную ответственность бизнеса в части соблюдения им экологических требований на производстве.
В стандарте SA 8000 установлены нормы ответственности компании-работодателя в части условий труда.
В России как таковых стандартов социальной ответственности корпоративного сектора не разработано. Тем не менее, имеется ряд документов, характеризующих КСО и регламентирующих социально ответственное поведение бизнес-структур. К ни относятся:
- Меморандум о принципах КСО, разработанный Ассоциацией менеджеров России;
- Социальная хартия российского бизнеса, утвержденная Российским союзом промышленников и предпринимателей;
- Кодекс предпринимательской этики Торгово-промышленной палаты РФ.
Все эти документы в той или иной мере указывают на правила реализации социально-ответственного поведения в корпоративном секторе.
Социальная отчетность и основы ее формирования
Социальная ответственность бизнеса должна быть подотчетна. О результатах ее реализации сообщается в социальных отчетах, иначе называемых нефинансовыми отчетами. Посредством их формирования и публикации компании отчитываются за свое воздействие на экономику, общество и окружающую среду.
Нефинансовая (социальная) отчетность выполняет определённые функции; основные из них представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Функции социальной отчетности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Полнота и достоверность социальной отчетности выступают важнейшими принципами ее формирования.
На сегодняшний день компании могут формировать социальные отчеты в трех формах:
- в виде стандартизированного отчета;
- в виде комплексного отчета;
- в виде отчета в свободной форме.
Как показывает практика, чаще всего компании используют третий способ и разрабатывают нефинансовые отчеты в свободной форме. Подобного рода отчетность нередко включает в себя выпуск различных буклетов о проведенных благотворительных программах и акциях. Чаще всего компании публикуют следующие формы отчетов: социальный отчет, отчет об устойчивом развитии, интегрированный отчет. Крупные корпорации часто публикуют такие отчеты на своих официальных сайтах в рамках раскрытия информации о своей деятельности.
На сегодняшний день единой общепринятой структуры социальных отчётов, равно как и формы их публикации, не существует. Тем не менее, считается, что такие отчеты должны содержать в себе сведения о принципах социально ответственного поведения, декларируемых компанией, ее целях и задачах, социально-значимых мероприятиях ею проведенных (включая периодичность их проведения, стоимость и результаты), а также оценку в виде достигнутых и запланированных ключевых показателей эффективности.