Инновации в социальной сфере: понятие, сущность, особенности
Социальные инновации – это новые идеи, технологии и стратегии, реализация и использование которых способствует решению социально-значимых проблем и приводит к благоприятным социальным изменениям в обществе.
Часто под социальными инновациями понимают сознательно организуемые нововведения или новые явления, наблюдаемые в практике социальной работы, которые формируются на определенных этапах общественного развития в соответствии с меняющимися социальными условиями и своей основной целью имеют реализацию эффективных позитивных преобразование в социальной сфере.
По большому счету социальные инновации основаны на внедрении в социальную сферу общества чего-то нового. Их основной целью считается успешное продвижение технологических находок, разрешение социальных конфликтов, улучшение жизни общества и его граждан.
Социальные инновации значительно отличаются от инноваций в материально-технической сфере. Если при разработке материально-технические инновации по большей части являются результатом творчества индивидуальных авторов, то при разработке социальных инноваций, как правило, преобладает коллективное творчество. Вдобавок к этому отдача, получаемая от инноваций социального плана, в большинстве случаев отдалена во времени, эффект их проявляется не быстро и зачастую не имеет конкретного характера. Помимо прочего, социальные инновации характеризуются четкой обусловленностью внешней средой, более обширной сферой применения в зависимости от личностных и индивидуальных качеств людей, вовлеченных в процесс осуществления социальных инноваций.
Источниками социальных инноваций выступают изменения, происходящие во внешней среде, изменения в потребностях общества и его членов, а также актуальные социальные проблемы, которые не могут быть решены традиционными методами.
Как показывает практика, социальные инновации могут принимать различные формы, будь то идеи, технологии, материальные товары или услуги. Они неразрывно связаны с потребностью в реализации маркетинга инноваций.
Классификация социальных инноваций
Социальные инновации поддаются множественной классификации по различным основаниям. Основные классификационные признаки группировки социальных инноваций представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Классификационные основания для структуризации социальных инноваций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По такому классификационному признаку как понятие уровня и объемы социальных нововведений выделяют глобальные социальные инновации, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также социальные инновации регионального и локального характера, которые представляют более узкие интересы регионального и местного сообщества.
В зависимости от сфер общественной жизни, затрагиваемых социальными инновациями, последние делятся на экономические, политические, социальные, а также инновации к социальных институтах, структурах и в культурно-духовной сфере.
В зависимости от масштабов использования социальные инновации разграничивают на два вида:
- единичные социальные инновации;
- диффузные социальные инновации.
Первые осуществляются на одном объекте, а вторые распространяются на множество объектов.
Наконец, по структуре социальной сферы, основными компонентами которой выступают управление, образование, спорт, культура, здоровье и пенсионное обеспечение людей и пр., социальные инновации делятся на управленческие, правовые, образовательные, педагогические и т.п.
Сущность и основы маркетинга инноваций
Маркетинг инноваций – это особый тип производственно-хозяйственной деятельности фирмы, ориентированный на контроль за инновациями, оптимизацию их производства и сбыта с опорой на проводимые исследования и активное влияние на рынок за счет внедрения новых продуктов.
Понятие маркетинга инноваций пришло одновременно с развитием высоких технологий. Залогом успешного бизнеса выступает беспрепятственное внедрение на рынок новой и усовершенствованной продукции. Для того чтобы эти механизмы были максимально отлажены, специалистам приходится проводить работу по сближению и объединению маркетинга и инноваций.
Основными причинами, обусловившими потребность в развитии маркетинга инноваций, считаются:
- изменение и развитие технологий;
- повышение уровня жизни и доходов населения;
- глобализация;
- уменьшение рыночной доли продуктов компании, сокращение ее оборотов.
В своей основе маркетинг инноваций определяется на определенные принципы. Основными из них считаются ориентация маркетинговой деятельности компании и бизнеса в целом на природу потребительского поведения, их адаптивность и ориентация на получение практических результатов.
В научной литературе маркетинг инноваций принято разделять на несколько видов (рисунок 2). Каждый из них имеет свои особенности и специфику.
Рисунок 2. Виды маркетинга инноваций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Так или иначе, концепция маркетинговых инноваций имеет универсальный порядок разработки. Он состоит из пяти базовых этапов. Сначала в рамках базовых компетенций фирмы генерируются идеи маркетинговых инноваций. Затем отбираются и выявляются альтернативные маркетинговые идеи и разрабатываются варианты конкретных инноваций. Далее анализу подвергается экономическая эффективность инновационных маркетинговых предложений. На четвертом этапе производится разработка конкретной маркетинговой программы, включающей в себя распределение прав, обязанностей и ответственности подразделений организация и их обеспечение необходимыми ресурсами. На завершающем этапе принимается решение о реализации маркетинговой инновации на конкретных рынках.
В конечном счете, сущность концепции маркетинга инновации сводится к необходимости обеспечения оперативной и гибкой реакции маркетологов на изменения внутренней и внешней среды организации, позволяющей повышать конкурентоспособность бизнеса. Практическими результатами реализации инновационного маркетинга выступают новые предложения, трансформированные в маркетинговые планы и обеспечивающие новые возможности для развития бизнеса на конкурентных рынках, и растущий спрос.