Особенности рынка киноиндустрии
Киноиндустрия – это одна из отраслей национальной экономики, специализирующаяся на производстве мультипликационных и кинофильмов, а также осуществляющая кинопрокат.
В состав современного понятия кинематографа включается два базовых компонента – непосредственно само киноискусство, а также кинопромышленность, на базе которой создаются и демонстрируются широкой публике фильмы. Киноиндустрия специализируется не только на производстве фильмов, но и на создании анимации и спецэффектов к ним, включая компьютерную графику.
Рынок киноиндустрии представляет собой непосредственно ту часть рынка, в рамках которой осуществляется производство, купля и продажа продуктов киноиндустрии, т.е. прежде всего фильмов, сериалов, мультипликаций.
На сегодняшний день мировая индустрия развлечений развивается очень активными темпами, одним из наиболее популярных и креативных ее направлений выступает кино. В ряде стран киноиндустрия считается одной из наиболее значимых отраслей экономики, позволяющей генерировать довольно высокие доходы. Следует понимать, что рынок киноиндустрии позволяет не только генерировать доход, но и использовать кинематограф в качестве мощного культурно-пропагандистского инструмента.
Согласно данным аналитических агентств в мире ежегодно производится более 6 тыс. фильмов. При этом в рамках устоявшейся практики все страны-производители по числу выпускаемых кинокартин условно подразделяются на четыре блока (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура мирового рынка киноиндустрии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В группу «А» включаются страны-лидеры мировой киноиндустрии. В частности, речь идет о таких странах, как США, Китай, Индия и Япония. На сегодняшний день лидирующие позиции в мире по объемам кассовых сборов и числу выпускаемых кинокартин занимает киноиндустрия США, однако эксперты предрекают, что в ближайшем будущем она уступит пальму первенства Китаю. В группу «В» входят преимущественно страны Западной Европы, такие как Великобритания, Франция, Испания, Германия и пр. Группа «С» сформирована за счет стран Латинской Америки, киноиндустрия которых наиболее популярна среди испаноговорящих стран. В группу «D» включаются прочие страны.
Рынок киноиндустрии, равно как и конкуренция на нем стремительно развивается под воздействием множества факторов, особую роль среди которых играют способы продажи аудиовизуального контента (включая Интернет), появление новых производственных технологий (особенно цифровых), тотальная глобализация и пр. Тем не менее, темпы роста кассовых сборов постепенно замедляются.
Сущность, цели и задачи сегментирования рынка киноиндустрии
Рынок киноиндустрии, как и любой другой рынок вообще, может и должен быть подвержен сегментированию. В общем смысле под этим процессом принято понимать целенаправленное разделение рынка на однородные по каким-либо признакам (факторам) части (рыночные сегменты). Его основополагающей целью выступает выделение целевого (базисного) рынка, представленного наиболее подходящей и выгодной для предприятия группой рыночных сегментов (либо одним сегментом), на которую направлена основная деятельность фирмы.
Объектами сегментации рынка киноиндустрии могут выступать потребители, товары и услуги, а также сами конкуренты, функционирующие в отрасли кинематографии и всего, что с ней связано. На практике чаще всего сегментация рынка киноиндустрии производится в рамках изучения и структуризации потребительской аудитории.
Проводя сегментацию рынка киноиндустрии, компания должна найти для себя ответы на два главных вопроса:
- сколько сегментов нужно охватить;
- как определить наиболее выгодные из них, на которых и следует сконцентрировать внимание.
Применительно к каждому выбранному сегменту рынка следует разрабатывать и реализовывать собственную программу маркетинга.
Проведение сегментации рынка киноиндустрии позволяет определить преимущества и недостатки компании в борьбе за освоение данного рынка, а также более четко ставить цели и прогнозировать возможности успешного проведения маркетинговой программы. В то же время сегментирование рынка киноиндустрии потребует довольно высоких затрат, связанных с дополнительными исследованиями рынка, составлением программ маркетинга и применением различных способов распределения.
Методические основы сегментирования рынка киноиндустрии
На сегодняшний день единой методики сегментирования рынка киноиндустрии не существует. Эксперты предлагают использовать различные подходы. К числу базовых методик рыночной сегментации принято относить метод разграничения по группам, метод разделения по выгодам, многомерную сегментацию и метод использования функциональных карт. Каждый из них имеет свои особенности.
На практике наибольшей популярностью пользуется метод разграничения покупателей на сегменты по какому-либо одному определенному признаку. Обычно в качестве основных признаков, используемых при сегментации потребителей рынка киноиндустрии, выступают:
- географические критерии;
- демографические и половозрастные признаки;
- психографические критерии;
- поведенческие признаки и пр.
Многомерная сегментация принимает во внимание и учитывает сразу несколько критериев.
Чаще всего именно с опорой на эти критерии и производится сегментация потребителей продуктов киноиндустрии. Выбор целевой аудитории крайне важен для фирмы.
В случае использования методики разделения по выгодам основной упор делается на результативность применения продукции. Таким образом, требуется выяснить, что нужно потребителю и какую пользу он извлечет из продукта.
В основе методики функциональных карт лежит разный вид выгоды по одному и тому же продукту. В сфере сегментирования рынка киноиндустрии он используется довольно редко.
В результате использования той или иной методики сегментирования рынок киноиндустрии может быть структурирован и подразделен на сегменты, каждый из которых будет характеризоваться определенными показателями, такими как емкость, доступность, прибыльность, перспективность и пр.