Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие маркетинга на российском рынке банковских услуг

Сущность рынка банковских услуг и его особенности в условиях российской действительности

Определение 1

Рынок банковских услуг – это особого рода сфера рыночных отношений, в рамках которой обеспечиваются спрос и предложение на услуги банков, ориентированные на стимулирования банковских операций с целью удовлетворения клиентских потребностей.

Иначе рынок банковских услуг также принято называть банковским рынком. Он сочетает в себе всю совокупность услуг, оказываемых кредитными организациями и, согласно действующему законодательству, относящихся к банковским операциям и иным банковским сделкам.

Рынок банковских услуг также представляет собой систему отраслей, разделенных по продуктовому признаку. Таким образом, товарная структура рынка банковских услуг включает в себя рынок кредитных, инвестиционных, расчетно-кассовых, консультационных, трастовых и иных услуг. С точки зрения пространственной структуры банковский рынок подразделяется на локальный, национальный и международный.

Рынок банковских услуг представляет собой довольно сложное и комплексное образование. Его основными участниками являются коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые институты, а также дополнительные учреждения, формирующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие функционирование кредитных институтов. Основополагающую роль среди них играют, конечно же, банки.

В современном мире банки подлежат множественной классификации. В зависимости от формы собственности они могут быть государственными и частными. В нашей стране преобладает частный корпоративный банковский сектор.

По своему функциональному назначению банки могут быть эмиссионными, депозитными и коммерческими. В зависимости от характера выполняемых операций различают специализированные и универсальные банки и т.д.

В каждой стране банковский рынок приобретает свою специфику и особенности. Не является исключением и Россия. В нашей стране оказывать банковские услуги могут лишь те кредитные организации, которые имеют соответствующую лицензию Центробанка (ЦБ РФ). Все множество кредитных организаций, специализирующихся на оказании банковских услуг, включая ЦБ РФ, формируют национальную банковскую систему страны. Она имеет двухуровневую структуру: верхний уровень представлен Банком России, нижний включает в себя все коммерческие банки и небанковские кредитные организации.

«Развитие маркетинга на российском рынке банковских услуг» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ключевыми особенностями развития российского рынка банковских услуг считаются:

  • значительное сокращение количества банков;
  • высокая конкуренция в отрасли;
  • укрепление позиций наиболее крупных кредитных организаций;
  • рост концентрации активов в банковском секторе.
Замечание 1

В целом справедливо говорить о том, что банковские услуги на современном российском рынке пользуются довольно большой популярностью. При этом наблюдается весьма острая конкуренция в отрасли. Кредитным организациям приходится вести непрекращающуюся борьбу за потребителей. Особую роль в этой борьбе играет маркетинг.

Специфика маркетинга на российском рынке банковских услуг и особенности его развития

Основополагающая цель реализации маркетинга на российском банковском рынке заключается в содействии созданию финансово-кредитными структурами рыночного предложения, способного эффективно удовлетворять спрос на банковские услуги и приносить прибыль самим банкам. На практике достижение этой цели обеспечивается за счет последовательного решения целого ряда задач, связанных с анализом потребителей банковских услуг, изучением их ожиданий и предпочтений, постоянным мониторингом деятельности конкурентов, созданием новых и усовершенствованием уже выпускаемых банковских продуктов, развитием системы их рыночного продвижения и т.п.

В условиях российского рынка банковских услуг маркетинг свое наиболее активное развитие получил непосредственно в конце ХХ века с переходом страны на рыночный путь развития, усилением частной конкуренции в банковской сфере и ростом потребительских ожиданий. Основой формирования теории банковского маркетинга в России послужили зарубежные теории и прикладные исследования последних десятилетий.

Сегодня банковский маркетинг считается одним из основных средств конкурентной борьбы за потребителя на российском рынке. Он способствует разрешению проблем, возникающих в банковском секторе, в том числе:

  • обеспечивает формирование критериев выработки стратегии и тактики ведения бизнеса в банковской сфере соразмерно общей ситуации, складывающейся на банковском рынке;
  • создает конкурентные преимущества для банковских услуг с учетом потребностей клиентов;
  • способствует росту эффективности и снижению рисков банковской деятельности.

Основные тенденции развития маркетинга на современном российском рынке банковских услуг в общем виде представлены на рисунке 1.

Базовые тенденции развития банковского маркетинга в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые тенденции развития банковского маркетинга в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В целом справедливо говорить о том, что на российском рынке банковский маркетинг развивался неравномерно и неоднородно. Так происходит и по сей день. В значительной степени эти процессы определяются масштабами деятельности кредитных организаций. Как показывает практика, крупные банки выделяют достаточно много средств на рекламу, исследование и анализ стратегии и тактики своих конкурентов. Отдельные банковские организации особое внимание уделяют анализу рынка и его динамики, разрабатывая предложения по совершенствованию собственной маркетинговой политики.

Многие крупные российские банки в своей структуре имеют целые маркетинговые подразделения, департаменты и отделы, решающие широкий спектр маркетинговый задач. Все чаще российские банки предпочитают использовать стратегии развития и продвижения банковских продуктов и услуг, направленные на расширение доли рынка и наращивание клиентской базы. Основным инструментом воздействия на рынок и потребителей выступает комплекс маркетинга, опосредованный управлением продуктовой, ценовой, сбытовой и коммуникационной политикой банка.

Постепенно в российскую практику входит бенчмаркетинг деятельности зарубежных банков, что, однако, характерно в основном для крупных и средних финансово-кредитных организаций. В целом же передовая практика маркетинга наблюдается именно в крупном корпоративном секторе банковских услуг.

Дата написания статьи: 10.06.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot