Понятие деловой среды предприятия
Деловая среда предприятия – это часть внешней среды организации, составляющая ее непосредственное окружение.
Иначе деловая среда может быть определена в качестве комплекса факторов непосредственного окружения предприятия, выступающего неотъемлемой частью внешней среды. Помимо этого в научной литературе можно встретить и иные подходы к трактовке данного термина. Так, например, некоторые ученые отождествляют деловую среду с бизнес-средой и деловым климатом. Другие и вовсе видят в ней результат взаимодействия правовых, политических, экономических, технологических и иных процессов в обществе. Тем не менее, чаще всего, говоря о деловой среде предприятия, в виду имеется именно его непосредственное окружения. Так будем же и мы придерживается этого подхода.
В системе маркетинга к понятию деловой среды принято относить все то, что находится за пределами предприятия, но при этом взаимодействует с ним, оказывая непосредственное (прямое) влияние на фирму в целом и отдельные ее компоненты в частности.
Деловая среда предприятия имеет свою особую специфику. К числу ее ключевых характеристик принято относить:
- сложность;
- подвижность;
- неопределенность;
- взаимосвязанность факторов.
Под сложностью деловой среды понимается, прежде всего, число и разнообразие факторов, в значительной мере влияющих на организацию. Ее подвижность определяется скоростью, с которой происходят изменения в окружении предприятия. Неопределённость деловой среды опосредована количеством информации, которой располагает предприятия относительно конкретного ее фактора, а также степенью уверенности в достоверности этой информации. В основе же взаимосвязанности факторов деловой среды лежит уровень силы, с которой изменение одного фактора оказывает влияние на другие факторы.
Базовые компоненты деловой среды предприятия, определяющие ее развитие
Деловая среда предприятия имеет определенный состав и структуру. Ее основные компоненты в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые элементы деловой среды предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Потребители формируют спрос на продукцию компании, обеспечивая ее последующий сбыт и реализацию. Именно на удовлетворение их нужд и потребностей, в конечном счете, направлена все деятельность предприятия. К категории потребителей могут быть отнесены как конечные, так и промежуточные покупатели, физические и юридические лица. Их состав определяется сферой деятельности предприятия, масштабами производства и спецификой выпускаемой им продукции, особенностями рынков сбыта и иными факторами.
Важное место в формировании деловой среды отводится поставщикам материальных и природных ресурсов. Он обеспечивают производственные возможности предприятия.
Не менее важную роль в маркетинге играют рыночные конкуренты – фирмы и предприятия, выпускающие аналогичную (схожую) продукцию. От их поведения зависит уровень и характер конкуренции в отрасли.
Определенная часть деловой среды формируется за счет рыночной инфраструктуры, обеспечивающей предприятие необходимыми ресурсами и возможностями.
Финансовые организации удовлетворяют потребности предприятия в капитале и финансовых услугах, а рынок рабочей силы обеспечивает его трудовыми ресурсами. Транспортные организации обеспечивают доставку и распространение продукции. Консультационные фирмы оказывают различного рода консалтинговые услуги, а страховые организации минимизируют предпринимательские риски.
Помимо прочего к составным компонентам деловой среды предприятия также относятся международный сектор, органы власти, государственные и муниципальные организации.
Все вместе описанные выше компоненты формируют деловую среду, в условиях которой предприятия осуществляет свою рыночную деятельность. Компоненты деловой среды могут оказывать различное влияние на предприятие и перспективы его развития. В частности, это влияние может быть:
- прямым или косвенным;
- положительными или отрицательным;
- сильным или слабым;
- поддающимся или неподдающимся контролю со стороны предприятия.
Так или иначе, деловая среда слабо подвержена влиянию со стороны предприятия. Напротив, организации вынуждены адаптироваться и подстраиваться под те условия, которые диктует им внешние окружение.
Основы формирования и развития деловой среды предприятия
Деловая среда формируется в процессе деятельности предприятия, со временем меняясь и развиваясь. Обычно изменения в деловой среде происходят в том случае, когда предприятия меняет сферу своей деятельности, видоизменяет стратегию своего развития, переходит на другие рынки сбыта, запускает новый вид продукции и пр. Таким образом, для того, чтобы каким бы то ни было образом повлиять на развитие деловой среды, предприятие должно само проявить определенную инициативу.
Прежде чем говорить о развитии деловой среды предприятия, необходимо четко определить, что входит в ее состав, в какой отрасли (сфере деятельности) функционирует предприятия, с какими элементами внешней среды оно взаимодействует, насколько деятельность предприятия подвержена влиянию внутренних факторов. Лишь после этого можно говорить о развитии деловой среды. При этом важно понимать, каким образом действия предприятия могут сказаться на составных компонентах деловой среды, и какова может быть их ответная реакция.
Как показывает практика, в некоторых случаях деловая среда организации развивается самостоятельно под воздействием внешних факторов. Внешние факторы, в свою очередь, делятся на факторы макро- и микроокружения предприятия. В первом случае речь идет о политических, социальных, экономических, социально-демографических, технологических и иных условий экономики, а во втором – о непосредственном внешнем окружении компании. В отдельных случаях развитие деловой среды отчасти может быть определённым образом спровоцировано за счет изменения внутренней среды самой организации.