Понятие и сущность стартапа
Стартап – это молодой бизнес, создаваемый с целью реализации какой-либо перспективной идеи ради получения хорошей прибыли.
Изначально в основу стартапов закладывались некие новаторские идеи, сегодня же под термином «стартап» нередко понимают молодой бизнес как таковой. Таким образом, стартап может быть определен в качестве только что созданной молодой компании или проекта, имеющих уникальную идею или продукт и стремящихся заработать большую прибыль за счет привлечения денег инвесторов.
Принято считать, что стартапы имеют ряд особенностей, определяющих их сущность. Прежде всего, речь идет о наличии некой перспективной новаторской идеи и высокой скорости создания. Чаще всего основывают стартапы молодые амбициозные люди. Основной целью запуска любого стартапа выступает получение большой или достаточно большой прибыли. В то же время реализация стартапа сопряжена с высокими рисками, а шансы на успех их реализации далеко не всегда высоки. Наконец, реализация стартапа всегда требует наличия определенной команды единомышленников.
В своем развитии стартапы проходят определенные фазы. Сначала стартап находится на стадии зарождения. Затем следуют стадии его запуска, роста и расширения. В завершение стартап находится на стадии выхода. Каждая из стадий имеет свою специфику. Успех их прохождения в значительной степени предопределяется наличием грамотно выстроенной стратегии маркетинга.
Место и роль маркетинговой стратегии в продвижении стартапа
Необходимым и стратегически важным элементом старта любого бизнеса выступает грамотно выстроенная и тщательно проработанная маркетинговая стратегия продвижения. Она служит своего рода фундаментом, возведение стен без которого попросту невозможно.
Маркетинговая стратегия стартапа позволяет ответить на три важнейших вопроса:
- Что делать?
- Как делать?
- В какой последовательности делать?
Обобщая ответы на эти вопросы можно определить основные задачи маркетинговой стратегии стартапа. В общем они могут быть сведены к четкому пониманию того, чем стартап будет выделяться от конкурентов, как он может найти и зацепить целевую аудиторию и каким образом конвертировать ее.
Маркетинговая стратегия служит основой реализации любого стартапа. С ней становится ясно, на какие выходить рынки, каким образом презентовать свой продукт и на что вообще стоит рассчитывать.
Сформированную маркетинговую стратегию стартапа не следует держать в голове. Она должна быть визуализирована для того, чтобы ее мог открыть и посмотреть любой участник команды стартапа, инвестор или бизнес-партнер.
Основы формирования маркетинговой стратегии стартапа
В настоящее время единого общепринятого алгоритма разработки маркетинговой стратегии стартапа не существует. В каждом конкретном случае этот процесс приобретает индивидуальные черты. Тем не менее, анализ открытых источников позволяет определить основные этапы ее формирования. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим из более подробно.
Рисунок 1. Общий порядок разработки маркетинговой стратегии стартапа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Маркетинговая стратегия любого стартапа начинается, прежде всего, с объяснения той пользы, которую новый продукт способен принести рынку и его участникам (потребителям). Для этого необходимо четко объяснить сам продукт и его предназначение, а также выгода от его использования (потребления).
Не менее важно перед запуском стартапа провести анализ рынка, на который планируется выходить. К числу основных характеристик, требующих особого внимания, относятся спрос, примерные объемы сбыта и требуемые расходы. В рамках данного этапа основу изучения рынка составляют маркетинговые исследования, нередко проводимые самими стартаперами. Основными инструментами изучения рынка выступают:
- наблюдение;
- опросы и интервью;
- интернет-статистика.
После анализа рынка можно приступать к целеполаганию. Эксперты рекомендуют прежде всего зафиксировать начальную точку, а после – выделить важные для компании показатели (KPI). Сами цели, устанавливаемые для стартапа должны быть четкими, конкретными, измеримыми, достижимыми и реалистичными.
На четвертом этапа производится изучение и оценка конкурентов. Особое внимание уделяется оценке объема аудитории конкурентов и их конкурентным преимуществам. Недооценивать конкурентов не стоит.
На следующем этапе определяется целевая аудитория, то есть те потребители, которым потенциально интересен продукт стартапа, а также производится ее сегментация. Здесь важно как можно более подробно описать представителей целевой аудитории, составить их подробный «портрет». В основе сегментации представителей целевой аудитории лежит их разделение на однородные группы по тем или иным признакам.
Наконец, шестой этап опосредован позиционированием продукта. В данном случае речь идет об определении того образа, с которым стартап предстанет перед потребителем. Основой позиционирования продукта стартапа выступает выделение его главного преимущества, выгодно отличающего его от рыночных конкурентов.
В целом при разработке маркетинговой стратегии стартапа эксперты рекомендуют давать продукту четкое определение, тщательно анализировать рынок, на который планируется выходить, ставить четкие цели и определять сроки их достижения, анализировать конкурентов, составлять детализированный портрет целевой аудитории, а также выбирать правильное позиционирование.
При разработке маркетинговой стратегии стартапа важно определить, каким образом она будет реализована – собственными силами или с привлечением сторонних подрядчиков.
К числу ошибок, наиболее часто допускаемых при разработке маркетинговой стратегии стартапа, эксперты относят:
- непринятие во внимание специфики рынка;
- некачественную проработку продукта;
- недооценку роли контента в интернет-маркетинге;
- неверная расстановка сроков реализации стратегии.
Этих «подводных камней» следует избегать, а самой проработке выше указанных компонент – уделять особое внимание при выстраивании и реализации маркетинговой стратегии стартапа.