Потребительское поведение и потребительский выбор в условиях рынка
Под поведением потребителей, иначе именуемым потребительским или покупательским поведением, в экономике понимается процесс формирования спроса покупателей, которые осуществляют свой выбор с учетом уровня отпускных цен и личного бюджета.
Считается, что любая модель потребительского поведения, в конечном счете способна привести к одному из трех вариантов:
- покупатель принимает решение о приобретении товара (услуги);
- покупатель решает поискать дополнительную информацию;
- покупатель отказывается от покупки.
Окончательное принятие потребительского решения происходит под воздействием множества факторов. Основными из них помимо цен и доходов считаются ожидания и предпочтения потребителя. Существенное влияние на модель потребительского поведения оказываю экономические, социальные, культурные и личностные факторы.
Эффекты дохода и замещения
Одним из основополагающих факторов, предопределяющих потребительский выбор и рыночной поведение покупателя, помимо дохода (финансовых возможностей и ограничений) потребителя выступает уровень отпускных цен на продукцию, устанавливаемые товаропроизводителями и рыночными торговцами. В зависимости от изменения цен на продукцию (то есть от стоимости приобретения экономического блага), в экономике выделяют два относительно самостоятельных эффекта, оказывающих влияние на рыночное поведение потребителя. Такими эффектами считаются эффект дохода и эффект замещения. Рассмотрим их более подробно.
Согласно эффекту дохода снижение цены на один из товаров, формирующих потребительскую корзину покупателя, может привести к росту спроса на него при условии сохранения доходов на прежнем уровне. Соответственно при росте цен на продукцию и сохранении уровня доходов покупателю придется снизить спрос на этот товар. Как показывает практика, когда уровень отпускных цен на продукцию растет (при прочих равных условиях), потребители в силу эффекта дохода, стремятся к приобретению большего количества относительно недорогих товаров-заменителей и меньшего количества дорогой продукции.
Согласно эффекту замещения изменения в соотношении межу отпускными ценами на продукцию приводят к тому, что потребитель стремится заместить подорожавшие блага относительно подешевевшими товарами. При этом уровень цен на один из товаров, входящих в состав потребительской корзины, может остаться неизменным. В том случае, если первый товар дорожает, второй относительно дешевеет и наоборот: дешевеет первый – дорожает второй.
Также в теории потребительского поведения существует понятие общего эффекта. Общий эффект определяет решение потребителя при условии изменения цены на один из товаров, входящих в состав потребительской корзины. В общем виде он представляет собой сумму эффектов дохода и замещения.
Прочие эффекты потребительского поведения
Теория потребительского поведения предполагает наличие множества различных эффектов помимо рассмотренных выше эффектов дохода и замещения. Наиболее широко распространенные эффекты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Прочие эффекты, определяющие рыночное поведение потребителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Парадокс Гиффена имеет место быть в тех случаях, когда в результате снижения уровня отпускных цен на продукцию происходит падение спроса на нее и наоборот, когда рост цен на блага способствует повышению спроса на них. Данный эффект характеризует реакцию потребителей на политическую и экономическую ситуацию в стране. Как правило, он распространяется на товары первой необходимости. Для них даже существует специальный термин – «товары Гиффена».
Товары Гиффена представлены экономическими благами, потребление которых при прочих равных условиях растет при повышении продажных цен на них. Такие товары, как правило, малоценны и не имеют равнозначных товаров-заменителей (субститутов). В большинстве случаев они занимают незначительное место в потребительском бюджете. Сами же потребители имеют низкий или средний уровень дохода.
Эффект Веблена связан непосредственно с демонстративным потреблением. Иначе его еще называют парадоксом показательного потребления, при этом утилитарные свойства благ в расчет не принимаются. Данный эффект предполагает, что при росте стоимости благ спрос на них увеличивается. Особую роль здесь играют престижные, эксклюзивные и дорогие товары, подчеркивающие высокий статус и социальную значимость их владельца. К таким товарам могут быть отнесены:
- ювелирные украшения;
- одежда дорогих брендов;
- произведения современного искусства;
- престижные марки авто и пр.
Эффект Веблена указывает на то, что спрос, предъявляемый к рынку со стороны потребителей, может иметь необоснованный характер. Основная тому причина – высокая степень подверженности индивидов общественному мнению.
Эффект сноба находит свое проявление в демонстративном отказе от потребления товаров и услуг, приобретаемых большинством. Это означает, что в своем стремлении быть непохожим на остальных, оригинальным и особенным индивид пытается выделиться из толпы, в виду чего ведет себя иррационально. Как правило, потребители, относящиеся к данной категории, не желают пользоваться товарами массового использования и не покупают то, что приобретают все остальные.
Таким образом, изменение спроса происходит по причине того, что другие потребителем покупают этот продукт. В этом случае при общем росте потребления какого-либо блага, спрос на него со стороны сноба снижается.
Эффект присоединения к большинству представляет собой эффект роста спроса на товар со стороны потребителя, вызванный его стремлением следовать общепринятым нормам. Иначе его еще называют формой группового мышления, которая проявляется в том, что популярность определенных убеждений растет по мере их принятия большей частью общества.
Модель потребительского поведения в рамках данного эффекта предполагает, что покупатели следуют за модой и придерживаются мнения большинства в части выбора товаров и услуг. Соответственно, если спрос со стороны общества на определенные блага растет, то и потребитель будет предъявлять к ним повышенный спрос и наоборот, снижение общественного интереса к продукции приводит к сокращению спроса на нее со стороны индивидуального потребителя.