Понятие и виды количественных скидок в маркетинге
Количественные скидки – это скидки от объема продаж.
К количественному типу относятся скидки, устанавливаемые на товары и услуги в зависимости от объемов их приобретения. Также их называют оптовыми. Чем больше объем партии закупаемой продукции, тем больше при прочих равных условиях величина предоставляемой скидки.
Оптовые скидки одинаковы для всех покупателей. Их величина напрямую связана с количеством приобретаемой товарной продукции. Количественные скидки могут устанавливаться как для всей суммы приобретаемых товаров, так и для одной отдельно взятой покупки.
Количественные скидки могут принимать различные формы. В качестве оптовых скидок может выступать бонус, предоставляемый один раз в год за определённое количество купленной продукции. Базой для расчета бонусов выступает достигнутый по итогам года уровень продаж определенному покупателю, рассчитанный в натуральном или стоимостном выражении.
На сегодняшний день основными видами количественных скидок в маркетинге считаются:
- скидки, предоставляемые за объем;
- скидки, предоставляемые за оборот;
- скидки, предоставляемые за ассортимент;
- скидки, предоставляемые за мероприятия;
- скидки, предоставляемые за достигнутые уровни продаж.
Чаще всего количественные скидки предоставляются за определенное количество и состав приобретаемых товаров и/или услуг. Они могут быть представлены в натуральном либо стоимостном выражении. В первом случае речь идет о поставке дополнительного количества продукции, а во втором – непосредственно о снижении стоимости ее приобретения для покупателя. На практике чаще всего используется второй вариант.
Количественные скидки имеют определенную типологию. В общем виде она представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые типы количественных скидок в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Количественные кумулятивные скидки имеют накопительный характер. В общем смысле они могут быть определены в качестве накопительной оптовой скидки. В их основе уменьшение стандартной цены товарной продукции по мере роста покупок. Такие скидки распространяются на весь объем товарной продукции, купленной на протяжении определенного периода времени после достижения обозначенного ранее объема покупок. Как правило количественные скидки кумулятивного характера предоставляются постоянным покупателям. Их также называют бонусными скидками.
Количественные некумулятивные скидки не имеют накопительного характера. Их по отдельности устанавливают на каждую отдельно взятую торговую сделку, заключаемую с клиентом. Такие скидки по большей части ориентированы на разовых (единичных) покупателей.
По сути своей количественные скидки побуждают потребителей к приобретению большого количества товарной продукции в рамках одного заказа и совершению покупок у одной и той же компании. Их использование обеспечивает благоприятное воздействие на реализацию распределительной политики фирмы. Используя количественные скидки поставщики имеют возможность сокращать затраты, приходящиеся на заказ, и снижать издержки по оформлению заказов.
Количественные скидки активно используются в современном маркетинге. Высокую популярность они получили как на потребительском В2С рынке, так и на В2В рынке. В качестве примера количественных скидок можно привести акцию, проводимую в магазинах сети «Profmax». Суть ее заключается в том, что при покупке двух пар обуви третью пару по наименьшей стоимости покупатель получает в подарок. В данном случае речь идет о количественной натуральной скидке в виде третьей бесплатной пары обуви. Примером количественных стоимостных скидок выступает предоставление в сети аптек «Вита» скидки в размере 5% при совершении покупки на сумму свыше 500 рублей. Существуют и иные примеры.
Сущность и особенности временных скидок в маркетинге
Временные скидки – это скидки, предоставляемые на товары и услуги, приобретаемые покупателями в определённые либо точно определённые периоды времени.
По природе своей они непостоянны и переменчивы. Основными видами временных скидок считаются:
- сезонные скидки, ориентированные на уменьшение сезонных колебаний в объемах сбыта;
- скидки, стимулирующие быструю продажу устаревших товаров;
- скидки, устанавливаемые при выводе на рынки сбыта новых товаров;
- скидки за преждевременное приобретение и предзаказ.
Все они, так или иначе, способствуют интенсификации сбыта товарной продукции в определённые периоды времени. Такие скидки непостоянны и изменчивы, они часто колеблются и корректируются. Благодаря практике их использования фирмы-товаропроизводители поддерживают равномерность выпуска и сбыта товарной продукции на протяжении заданного периода времени. Подобную практику активно используют турфирмы, гостиницы, пансионаты, которые устанавливают в период межсезонья более низкие цены для того, чтобы обеспечить равномерный приток покупателей.
Отличительной особенностью временных скидок является их строго ограниченный период действия, будь то сезон года, месяцы, недели, дни или просто временные интервалы. Так, например, сеть продуктовых супермаркетов «Пятерочка» предлагает пенсионерам скидки каждый день до 13.00. Сеть магазинов «Магнит Косметик» 25-го числа каждого месяца предоставляет скидку на всю продукцию в размере 25%. Магазины меха и кожи традиционно в летний период проводят скидки на зимние шубы. Еще одним примером использования временных скидок можно считать так называемые «счастливые часы», в которые покупателям предоставляется определенная скидка на весь ассортимент продукции или ее отдельные компоненты. Примеров таких огромное множество.
В целом справедливо говорить о том, что временные скидки получили весьма широкое распространение в современном мире. Большой популярностью они пользуются как у товаропроизводителей, так и у самих покупателей. Многие клиенты, руководствуясь возможностью сэкономить, ими активно пользуются.