Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Маркировка товара, ее виды и структура

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Маркировка товара, ее виды и структура
Маркировка товара, ее виды и структура

Понятие и функции маркировки товара

Определение 1

Под маркировкой товара в общем смысле понимается текст, рисунок или условное обозначение, наносимые на упаковку продукта или сам продукт с целью идентификации товара или отдельных его свойств, а также доведения до покупателей информации о характеристиках товара (качественных и количественных).

Чаще всего на практике маркировка принимает форму штрих-кода – уникального идентификатора, наносимого на товар. Для некоторой продукции маркировка обязательна (например, алкоголь).

Маркировка играет важную роль в реализации и рыночном продвижении продукции и выполняет множество функций. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции маркировки товара. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Функции маркировки товара. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функция информационного порядка находит свое отражение в том, что маркировка является одним из средств товарной информации и содержит в себе множество сведений о товаре. Большая доля приходится на потребительскую и основополагающую информацию, меньшая часть – на информацию коммерческого толка. Большая часть информации, представленной на маркировке, дублирует информацию, которая содержится в сопроводительных документах. Несовпадение этой информации может служить признаком фальсификации продукции.

Функция идентификации позволяет обеспечивать отслеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения. Например, тот же штрих-код содержит в себе информацию о движении товара с момента производства или импорта до его реализации.

Мотивационная и эмоциональная функции тесно взаимосвязаны друг с другом. В большинстве случаев поясняющие тексты, красочная маркировка и использование общепринятых символов вызывают у потребителей положительные эмоции и выступают в качестве одного из средств мотивации к принятию положительного потребительского решения.

Виды маркировки товара

Маркировка товара делится на множество видов. Основными из них считаются:

  • производственная маркировка;
  • торговая маркировка.

Первая наносится самой фирмой-товаропроизводителем и регламентируется законодательно (в частности речь идет о законе «О защите прав потребителей» и технических регламентах на товарную продукцию). Вторая наносится на товар его поставщиками или рыночными продавцами.

Рассмотрим каждый из видов маркировки более подробно.

Маркировка производственного типа может быть представлена этикетками, вкладышами, ярлыками, кольеретками, бирками, штампами, клеймами, контрольными лентами.

Этикетка служит основным носителем информации о товаре. Обычно не ней указываются основные сведения, необходимые участникам рынка. Будучи напечатанными в типографии, они наклеиваются либо иным способом наносятся на упаковку или сам товар.

Специальным видом этикетки считаются кольеретки. Обычно они наносятся на горлышко бутылок с алкогольной или безалкогольной продукции и содержат в себе наименование товара или фирменный знак. Их основной функцией выступает создание эстетического образа.

Разновидностью этикеток выступают вкладыши. Они содержат в себе сведения о товаре и вкладываются в его упаковку в том случае, если вся необходимая информация не может быть размещена на коробке или упаковке товара. Чаще всего они используются в лекарственных препаратах и парфюмерно-косметической продукции.

Ярлыки и бирки пришиваются, приклеиваются или подвешиваются на товар. При этом на бирках, как правило, указывается товарный знак или фирменное наименование, а на ярлыках содержится больше информации (дата выпуска, размер, сорт, марка и пр.)

Штампы и клейма представляют собой установленной формы обозначения, которые наносятся на товар, этикету или упаковку. В зависимости от места их нанесения они могут быть как торговыми, так и производственными. По своему назначению они делятся на товароведные, карантинные и ветеринарные.

Контрольные ленты имеют небольшие размеры и содержат в себе символическую информацию, которая дополняет этикеты, бирки и ярлыки. Чаще всего они размещаются на обуви и одежде.

Торговая маркировка находит свое отражение в кассовых и товарных чеках и ценниках. Как правило, они наносятся не на сам товар, а на внешние носители и содержат по большей части информацию о продавце.

Кассовые чеки представляют собой фискальные документы, подтверждающие факт совершения сделки купли-продажи. В обязательном порядке они содержат в себе информацию о номере контрольно-кассовой машины, наименовании фирмы-продавца, стоимости, дате и времени совершения покупки.

Товарные чеки выдаются вместе с кассовыми чеками в случае реализации непродовольственных товаров. Как правило, они предназначены для детализации купленных товаров в отчетных документах. В них содержится информация о времени совершения покупке, наименовании продукции, ее цене и размерных характеристиках, а также продавце.

Ценники представляют собой документы, используемые для доведения краткой информации о продукте и его цене. Помимо прочего они служат основанием для совершения сделки купли-продажи.

Структура маркировки товара

Маркировка товара имеет определенную структуру и состоит из трех базовых элементов:

  • текст;
  • рисунок;
  • информационные знаки (условные обозначения).

Последние, в свою очередь делятся на товарные знаки и знаки обслуживания. Товарные знаки по формам своего выражения могут быть словесными, изобразительными, объемными или комбинированными. По основанию использования их делят на коллективные и индивидуальные, по степени известности – на общеизвестные и знаменитые, по географическому охвату – на международные, национальные и локальные. По происхождению они могут быть отечественными или иностранными.

Товарные знаки состоят из фирменных и ассортиментных товарных знаков. Первые используются для идентификации изготовителя, вторые – для идентификации ассортиментной принадлежности товара.

Знаки обслуживания представляют собой регистрируемые в установленном порядке символичные знаки, используемые с целью индивидуализации фирмы в сфере обслуживания.