Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономические факторы маркетинговой среды

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Маркетинговая среда / Экономические факторы маркетинговой среды
Экономические факторы маркетинговой среды

Состав и содержание факторов маркетинговой среды

Маркетинговая среда или среда маркетинга в общем смысле включает в себя все то, что окружает фирму и тем или иным образом воздействует на ее деятельность и результаты ее осуществления. Согласно общепринятому подходу под маркетинговой средой следует понимать совокупность активных условий, сил, субъектов и факторов, формирующихся как внутри организации, так и за ее пределами, которые предопределяют возможности развития маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта с одной стороны, и его возможности в части построения взаимовыгодных и долгосрочных отношений успешного сотрудничества с целевыми клиентами – с другой стороны.

Маркетинговая среда формируется из целого ряда факторов, представляющих собой определенные условия и компоненты осуществления маркетинговой деятельности. Все они в той или иной ситуации способны оказывать неоднозначное воздействие на бизнес и его развитие. Прежде всего, следует отметить, что факторы маркетинговой среды могут формироваться как во внешнем по отношению фирме окружении, так и внутри ее.

Кроме того, они способны оказывать прямое либо опосредованное воздействие на ее маркетинговую деятельность и ее результаты. Само их влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Иначе говоря, факторы маркетинговой среды способны создавать новые возможности для развития бизнеса или же нести в себе угрозу его осуществлению. Наконец, факторы маркетинговой среды делятся на поддающиеся контролю со стороны фирмы и не подконтрольные ей.

Таким образом, справедливо говорить о том, что маркетинговая среда и ее отдельные компоненты способны оказывать неоднозначное влияние на деятельность компании и перспективы ее развития. Следует также отметить, что в соответствии с источником возникновения факторов маркетинговой среды ее принято делить на два базовых компонента – внешнюю и внутреннюю среду маркетинга (рисунок 1).

Структура и состав среды маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Структура и состав среды маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Внешняя среда маркетинга формируется за пределами фирмы и состоит из микро- и макроокружения. Внутренняя же среда маркетинга определяется его организационно-ресурсным потенциалом.

Экономическая составляющая внешней среды маркетинга

Весьма важная роль среди всего множества факторов маркетинговой среды отводится факторам экономического порядка или ее экономической составляющей. В большинстве своем экономические факторы относятся к внешнему макроокружению фирмы и не поддаются влиянию (управленческому контролю) с ее стороны.

Экономические факторы входят в состав факторов дальнего внешнего окружения. Соответственно они относятся к категории внешних неконтролируемых факторов косвенного воздействия.

Определение 1

В общем смысле под экономическими факторами маркетинговой среды следует понимать совокупность внешних по отношению к фирме-товаропроизводителю (рыночному продавцу) факторов, определяющих структуру потребления и оказывающих влияние на покупательские способности потребителей, а также формирующих общие экономические условия хозяйствования.

Экономические факторы маркетинговой среды, равно как и сама экономическая среда маркетинга представлены тремя базовыми составляющими:

  • материальное благосостояние участников рынка;
  • рыночная инфраструктура экономического развития;
  • рыночная экономика в целом.

Рассмотрим каждую из компонент более подробно.

Материальное благосостояние участников рынка определяет, в первую очередь, покупательную способность рынка. К факторам данной группы относятся уровень доходов потребителей и степень их бедности, инфляционные колебания и изменения валютного курса и иные факторы.

Общая рыночная инфраструктура включает в себя множественную совокупность видов деятельности и отраслей экономики, которые обслуживают производство и рынок в целом. К данной группе экономических факторов относятся уровень развития денежно-кредитной системы государства, структура и особенности национального хозяйства, конвертируемость национальной валюты и иные факторы.

Наконец, экономика в целом включает в себя развитие отдельных рынков товаров и услуг, финансов, трудовых ресурсов и пр. Особенности их развития предопределяют характер рыночного развития бизнеса.

Замечание 1

Так или иначе, все вместе данные факторы определяют экономические возможности развития бизнеса. По праву их можно считать наиболее важными факторами макросреды маркетинга. Их изучению и анализу следует уделять особое внимание.

Влияние экономических факторов маркетинговой среды на бизнес

Учитывая ту роль, которую экономические факторы маркетинговой среды играют в развитии любого бизнеса, следует рассмотреть их влияние на маркетинговую деятельность фирмы и ее результаты более подробно.

Прежде всего, следует отметить, что маркетинговые факторы экономического порядка оказывают не прямое, а косвенное (опосредованное) воздействие на бизнес. Свое отражение подобное воздействие находит в механизмах снабжения и спроса. Факторы экономической среды предопределяют покупательные способности, как потребителей, так и самих рыночных торговцев (товаропроизводителей).

Общая экономическая обстановка на рынках сбыта оказывает влияние на всех его участников. Соответственно, чем более благоприятной она является, тем выше спрос и тем шире торговые возможности бизнеса. Вместе с тем, проблемы в экономической сфере негативно сказываются на торговле в целом – спрос дешевеет, а требования к качеству продукции снижаются. При этом для одних фирм данные тенденции могут оказаться негативны, а для других, наоборот, выступают источником роста (например, для фирм, производящих продукцию эконом-класса).

Благодаря экономическим факторам внешней среды маркетинга определяются такие важнейшие параметры, как экономическое развитие, рыночные отношения и рыночная конкуренция в целом. При этом основными характеристика экономических факторов маркетинговой среды считаются:

  • размеры национального производства (валовой внутренний продукт и темы его роста);
  • темпы инфляции в стране;
  • система налогообложения;
  • структура бюджета;
  • уровень безработицы и пр.
Замечание 2

Считается, что именно эти факторы оказывают определяющее влияние на деятельность предприятий, их учетную и кадровую политику, уровень жизни населения и общую платежеспособность рынка.