Понятие и виды маркетинговой информации
Маркетинговая информация – это сведения объективного и субъективного характера, которые необходимы для принятия обоснованных маркетинговых решений.
На практике маркетинговая информация может быть представлена фактами, сведениями, цифрами и иными данными, используемыми в ходе анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности. Ее сбор, анализ и обработка лежат в основе всей управленческой деятельности в сфере маркетинга и служат фундаментом для принятия рациональных и обоснованных маркетинговых решений.
Информация в маркетинге подлежит множественной классификации по различным основаниям. В общем виде подходы к ее классификации представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовая классификация маркетинговой информации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Традиционно по охвату маркетинговую информацию принято делить на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя информация поступает из внешней по отношению к организации среды. На ее основе специалисты анализируют данные о посредниках, партнерах, поставщиках компании, ее клиентах и потенциальных потребителях, конкурентах, мероприятиях государственного регулирования в сфере рыночных отношений и т.п. Основными источниками получения внешней маркетинговой информации выступают специальная литература, научные отчеты, публикуемые статистические данные, ярмарки, выставки, деловые переговоры и пр.
Внутренняя маркетинговая информация раскрывает внутреннее состояние организации. Она содержит в себе данные о ее материальном состоянии, доходах и расходах, ресурсном потенциале, производительности труда и пр. Основными источниками ее получения выступают данные статистической, бухгалтерской, технологической и оперативной отчетности.
Помимо этого маркетинговая информация подлежит классификации и по иным признакам. Так, например, по способам получения маркетинговая информация подразделяется на два типа:
- первичная (собирается непосредственно самими специалистами в области маркетинга);
- вторичная (опирается на кем-либо ранее собранные из различных источников данные).
По периодичности своего возникновения маркетинговая информация может носить постоянный, переменный и эпизодический характер. В первом случае она отражает постоянные, на протяжении длительного времени неизменные величины маркетинговых переменных. Во втором случае она содержит в себе фактические характеристики функционирования рыночных субъектов. Маркетинговая информация эпизодического характера формируется, определяется и предоставляется по мере необходимости.
По своему назначению маркетинговая информация может быть справочной, рекомендательной, нормативной, сигнальной. В зависимости от формы предоставления маркетинговая информация может быть текстовой, матричной, табличной, числовой и графической.
Подобного рода информация, вне зависимости от форм, назначения, периодичности, источникам и способам своего получения, служит основой управления и организации любой маркетинговой деятельности, в том числе той что осуществляется в социальной сфере.
Социальная маркетинговая среда
Основной получения маркетинговой информации о социальной сфере выступает социальная маркетинговая среда, ее изучение и анализ.
Социальная маркетинговая среда выступает одним из базовых компонентов макро-маркетинговой среды организации, а именно - ее дальнего внешнего окружения. По большому счету она представляет собой множественную совокупность социально-культурных факторов внешней среды организации, которые оказывают определенное воздействие на возможности ее маркетинговой деятельности. Это воздействие, в свою очередь, может быть прямым или косвенным, иметь стимулирующий или дестимулирующий характер.
На практике социальную среду маркетинга характеризует множество различных условий и факторов, определяющих состав общества в целом и его отдельных масс в частности, их предпочтения и настроения, страхи и будущие ожидания и т.п. По большому счету, именно социальная среда маркетинга предопределяет рыночное поведение потребителей и иных участников рынка, а также базовые модели его осуществления.
Формирование социальной маркетинговой сферы происходит под воздействием множества различных сил. Сам по себе этот процесс отражает общие тенденции общественного развития, культуры и мировоззрения его представителей.
Чаще всего социальная сфера маркетинговой деятельности организации не поддается управлению и контролю со стороны организации, оказывая в то же время существенной влияние на ее деятельность и перспективы ее развития. Тем не менее, компании имеют определённые возможности взаимодействия с ней и оказания благоприятного влияния на ее развития. Основным инструментом такого воздействия выступает социальная ответственность бизнеса.
Информационные системы социального маркетинга и использование маркетинговой информации о социальной среде
Необходимым условием использования маркетинговой информации о социальной среде выступает ее сбор, обработка и анализ. Все эти процессы могут быть исполнены как силами самой организации и ее сотрудников, так и с помощью сторонних и специализированных фирм. В последние годы многие из этих процессов подвергаются автоматизации, а сами данные – оцифровываются. Их хранение и анализ производятся в рамках специализированных маркетинговых информационных систем.
В общем смысле под информационной системой социального маркетинга следует понимать единый комплекс процедур и методов планового анализа и предоставления маркетинговой информации о социальной сфере, необходимой для принятия маркетинговых решений. По сути своей она призвана способствовать решению задач социального маркетинга и стратегического планирования маркетинговой деятельности организации в целом.
Основой наполнения информационной системы социального маркетинга выступает сбор и обработка данных о внешней и внутренней социальной сфере. Вся эта информация служит основой для:
- выявления благоприятных возможностей и угроз для реализации социального маркетинга и деятельности компании в целом;
- выработки и оценки перспектив реализации стратегий и мероприятий социальной маркетинговой деятельности;
- оценки уровня выполнения планов и реализации стратегий маркетинга.
Так или иначе, информационная система служит основой для сбора, обработки, классификации, анализа, оценки и последующего распространения и использования актуальной информации, необходимой для управления социальным маркетингом и деятельностью фирмы в целом.