Базовые разновидности и специфика функционирования предприятий социально-культурной сферы
Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, организаций, учреждений и органов управления, специализирующихся на производстве, распределении, сохранении и организации потребления услуг и товаров, имеющих социально-культурное и информационное назначение.
На сегодняшний день в социально-культурной сфере функционирует довольно много коммерческих и некоммерческих фирм, организаций и предприятий. Все они поддаются множественной классификации по различным основаниям. Так, например, в зависимости от производимых и реализуемых на рынке продуктов (услуг) они подразделяются на пять категорий:
- предприятия, специализирующиеся на производстве материальных продуктов (например, киностудии, типографии, художественные мастерские и пр.);
- предприятия, специализирующиеся на оказании материальных услуг (фотостудии, реставрационные мастерские и т.п.);
- предприятия, специализирующиеся на предоставлении услуг, имеющих возможный материальный результат (бильярдные залы, организации игрового бизнеса и пр.);
- предприятия, специализирующиеся на оказании преимущественно нематериальных услуг (культурные, образовательные, информационные и иные учреждения);
- предприятия, осуществляющие преимущественно торговлю средствами и предметами культуры (книжные магазины, салоны музыкальной техники, художественные салон и др.).
В зависимости от характера деятельности предприятия социально-культурной сферы могут функционировать в отраслях духовно-созидательной или исполнительной деятельности либо же в сфере деятельности, связанной с созданием социальных условий существования общества.
По характеру удовлетворяемых потребностей социально-культурная сфера и предприятия, в ней функционирующие условно делятся на три сектора – сектор социально-культурных услуг социально-бытовой сектор и сектор деловых услуг.
В общем виде отраслевая структура социально-культурной сферы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Отраслевая структура социально-культурной сферы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вне зависимости от типовой принадлежности основной целью функционирования предприятий социально-культурной сферы выступает обогащение духовной жизни общества и обеспечение условий, необходимых для реализации социально-культурной деятельности. В большинстве случаев их деятельность сводится к оказанию услуг.
Сущность, цели и задачи исследования рынка потребителей продукции предприятий социально-культурной сферы
Предприятия социально-культурной сферы ведут свою деятельность в условиях рынка, который опосредован конкуренцией за потребителя. Соответственно, необходимым условием обеспечения успешности функционирования подобного рода организаций выступает изучение и анализ рынка потребителей и маркетинговой среды в целом. Зачастую в их основе лежит проведение маркетинговых исследований.
Под маркетинговыми исследованиями в общем смысле принято понимать процедуры сбора, обработки и анализа данных, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений в сфере маркетинга в сложившейся ситуации. В конечном счете, маркетинговые исследования могут быть направлены как на выявление проблем, так и на поиск путей и способов их решения.
В большинстве случаев маркетинговые исследования предприятия социально-культурной сферы ориентированы на изучение потребителей, выявление их нужд, потребностей и ожиданий, анализ моделей потребительского поведения и факторов, его определяющих и т.п. Основной целью подобного рода исследований, как правило, выступает получение информации о предпочтениях потребителей, объемах совершаемых ими закупок и закономерностях их рыночного поведения. Нередко исследования проводятся с целью оценки отношения потребителей к предприятиям социально-культурной сферы, его деятельности в целом, а также конкретным видам оказываемых им услуг (выпускаемой продукции).
К числу основных задач, наиболее часто преследуемых предприятиями социально-культурной сферы при проведении исследования потребительского рынка, выступают прогнозирование спроса, выявление услуг, пользующихся наибольшей популярностью у потребителей, определение мотивов и факторов совершения покупки, а также получение иной информации, необходимой для принятия решений в области маркетинга.
Проведение рыночных исследований потребителей продукции предприятий социально-культурной сферы лежит в основе формирования соответствующей системы маркетинговой информации. Именно она служит информационной основой принятия обоснованных управленческих решений касательно организации и управления маркетинговой деятельностью предприятий социально-культурной сферы.
Особенности исследования рынка потребителей продукции предприятий социально-культурной сферы
Исследование рынка потребителей продукции предприятий социально-культурной сферы проводится при помощи использования двух базовых типов методов:
- количественные методики;
- качественные методики.
Количественные методики сбора маркетинговой информации используются для получения каких-либо числовых данных, имеющий структурированный вид. С их помощью компания может ответить на вопросы «кто?» и «сколько?». К их числу относятся полевые исследования и опросы.
Использование качественных исследовательских методик позволяет определить глубинные мотивы потребительских решений, ассоциации, вызываемые у них продуктом (услуг), возможные варианты отношения к рекламе и пр. Как правило, они отвечают на вопросы «как?» и «почему?». К числу качественных методик исследования рынка потребителей продукции предприятий социально-культурной сферы могут быть отнесены наблюдение, фокус-группы, глубинные интервью.
Отдельного внимания заслуживает использование наблюдательных и экспериментальных (опытных) технологий. Наблюдение, в свою очередь, может быть последовательным или перекрестным.