Базовые принципы маркетинговой деятельности
В основе осуществления маркетинговой деятельности лежат определённые принципы, представляющие собой некие законы, движущие силы и положения, которые лежат в основе ее организации, координации и контроля. Иначе говоря, это некие установки и правила маркетинга.
Базовым принципом любой маркетинговой деятельности является ориентация на удовлетворение рыночных потребностей. Этот принцип лежит в основе всей организации маркетинга. Он же является залогом успеха любого бизнеса.
К числу прочих принципов маркетинговой деятельности принято относить четыре составляющих (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые принципы маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принцип ориентированности маркетинговой деятельности на потребителя считается первоосновой всей маркетинговой деятельности и напрямую вытекает из базового принципа маркетинга. Он предполагает, что деятельность фирмы в области маркетинга должна быть, в конечном счете, нацелена на изыскание, выявление, формирование и удовлетворение потребителей. Сама же стратегия рыночного продвижения должна формироваться таким образом, чтобы реализуемый фирмой продукт или услуга по своей форме и содержанию соответствовали вкусам и интересам потребителей.
Принцип сегментации рынка связан с необходимостью выявления базовой целевой аудитории (группы потребителей), на которую должна быть направлена маркетинговая деятельность. Для того чтобы успешно функционировать на рынке нельзя просто распылять свои усилия, нужно четко понимать для кого функционирует компания, каковы потребности и ожидания целевой аудитории, с каким продуктом следует выходить на рынок, где и как его продвигать. Таким образом, маркетинговая деятельность должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей посредством товаров и услуг конкретного рыночного сегмента.
Принцип глубокого исследования рынка предполагает необходимость изучения, анализа и оценки внешней среды маркетинга, особенно микроокружения фирмы – рынка и его участников. Функционируя в условиях рынка, фирма и вся ее деятельность, в том числе маркетинговая, подвержены сильному влиянию внешних факторов, которые не зависят от компании, но определяют возможности ее развития. Для того, чтобы понимать, как и куда двигаться, нужно хорошо знать рынок и его потребности, а также реально оценивать силы и возможности его иных игроков – рыночных конкурентов.
Согласно принципу глубокого рыночного исследования важно не просто знать характеристики рынка и тенденции его развития, но также необходимо определять:
- емкость рынка;
- потребительские качества товаров;
- каналы сбыта;
- методы стимулирования продаж;
- подходы к ценообразованию и пр.
В конечном счете, знание этих составляющих позволяет обеспечивать коммерческий успех фирмы в средне- и долгосрочном периодах.
Наконец, четвертым принципом выступает принцип нацеленности маркетинговой деятельности. Он предполагает, что маркетинговая деятельности должна быть нацелена на получение досрочного результата, обеспечиваемого инновациями в сфере производства и сбыта, такими как создание новых технологий, товаров и услуг, совершенствование каналов товародвижения, методов и форм выхода на рынки сбыта и его стимулирование.
Прочие подходы к группировке принципов маркетинговой деятельности
Помимо базовых принципов (законов) маркетинговой деятельности существуют иные принципы более низкого порядка. Подходы к их группировке несколько разнятся. В общей сложности принято выделять порядка четырех основных позиций в рассмотрению принципов маркетинговой деятельности:
- принципы с точки зрения рыночной деятельности;
- принципы с позиции бизнеса;
- принципы с точки зрения формирования канала маркетинга;
- принципы с позиции производства.
Рассмотрим их более подробно.
С позиции рыночной деятельности как таковой принципами маркетинга считаются постулаты о том, что выпускаемые фирмой на рынок продукты должны соответствовать потребностям покупателей, условиям рыночной ситуации, а также возможностям самой компании. Сама по себе маркетинговая деятельность должна быть ориентирована на обеспечение эффективных коммуникаций с рынков и активное формирование спроса при помощи всех доступных средств, будь то PR, продвижение, реклама и пр. Особая роль при этом отводится завладению определённых долей рынка в долгосрочной перспективе.
С точки зрения бизнеса маркетинговая деятельность должна быть ориентирована на использование комплексного подхода в увязке поставленных целей с имеющимися возможностями и ресурсами фирмы. В конечном счете, она должна способствовать достижению конечного оправданного результата деятельности фирмы достижению плановых бизнес-показателей.
В рамках построения маркетингового канала основные принципы маркетинга ориентированы на построение стабильных и надежных каналов распределения продукции, организации эффективного ее продвижения и контроля на каждом из этапов распределения, а также обеспечение обратной связи с целью анализа маркетинговой деятельности и повышения качества выпускаемой на рынок продукции. В конечном счете, поставки на рынок продукции должны осуществляться в таких объемах, в такие места и в такое время, которые будут наиболее удобны и желанны для потребителя.
Наконец, с точки зрения производства принципы маркетинговой деятельности должны сводиться в первую очередь к созданию товаров рыночной новизны, непрерывному обновлению выпускаемой продукции. Базовыми ориентациями маркетинговой деятельности должны выступать сокращение производственных издержек, повышение качества продукции и непрерывный поиск способов повышения эффективности бизнеса и творческой инициативности лиц, в нем занятых.
Все вместе вышеописанные принципы определяют сущность и предназначение маркетинговой деятельности, а потому и рассматривать их следует в совокупности, а не по отдельности.