Маркетинговая деятельность, среда и факторы ее осуществления
Маркетинговая деятельность – это деятельность в области маркетинга, ориентированная непосредственно на решение маркетинговых задач. Иначе говоря, это совокупность маркетинговых мероприятий, нацеленных на анализ рынка, выстраивание коммуникационной политики и удовлетворение потребностей рынка в товарах и услугах.
Основополагающей целью маркетинговой деятельности считается обеспечение коммерческого успеха деятельности фирмы.
Так или иначе, маркетинговая деятельность, как правило, носит творческий, инициативный характер. Она всегда носит управленческий уклон и сводится к выстраиванию производственной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики между фирмой, ее внешним и внутренним окружением.
Маркетинговая деятельность осуществляется в условиях маркетинговой среды или среды маркетинга. Маркетинговая среда представляет собой внутренний маркетинговый потенциал хозяйствующего субъекта и его внешнее маркетинговое окружение, которые оказывают прямое либо опосредованное воздействие на процесс осуществления маркетинговой деятельности и ее результаты.
Таким образом, маркетинговая деятельность определяется факторами среды маркетинга, оказывающими свое воздействие на процесс ее реализации. Подобные факторы включают в себе множественную совокупность причин, условий и факторов внешнего и внутреннего маркетингового окружения фирмы. Их обобщенная классификация представлена на рисунке 1. Рассмотрим ее более подробно.
Рисунок 1. Факторы маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Из рисунка 1 видно, что все факторы маркетинговой деятельности могут быть классифицированы по различным признакам на восемь групп. Прежде всего, их можно разделить на внешние и внутренние, более подробно они будут рассмотрены ниже.
Также факторы маркетинговой деятельности по характеру своего влияния делятся на положительные и отрицательные. Положительные факторы оказывают благотворное влияние на маркетинговую деятельность и возможности ее развития. Отрицательные факторы, напротив препятствуют успешному осуществлению маркетинговой деятельности и ограничивают ее возможности. Иначе их называют стимулирующими и дестимулирующими факторами.
Факторы маркетинговой деятельности способны оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на маркетинговую деятельность. Первые в силу своего воздействия более важны для бизнеса, нежели вторые.
Наконец, все факторы маркетинговой деятельности по степени своей подконтрольности могут быть контролируемыми или неконтролируемыми. На первые фирма и ее сотрудники могут как-то повлиять, а в отношении вторых их управленческое воздействие бессильно.
В соответствии с наиболее широко распространенным подходом рассмотрим внешние и внутренние факторы маркетинговой деятельности более подробно.
Внешние факторы, оказывающие влияние на маркетинговую деятельность
Внешние факторы маркетинговой деятельности возникают и функционируют во внешней по отношению к организации маркетинговой среде. Как правило, они не зависят от деятельности отдельно взятого предприятия и не поддаются контролю с его стороны.
Внешние факторы маркетинговой деятельности принято рассматривать в разрезе макро- и микромаркетингового окружения. Первое представлено общей средой хозяйствования, а второе непосредственным окружением предприятия или фирмы.
К числу внешних факторов макросреды маркетинга, оказывающих воздействие на маркетинговую деятельность хозяйствующего субъекта, принято относить факторы социального, культурного, технологического, экономического и политического характера. Как правило, косвенным образом они воздействуют на всех участников рыночной деятельности и являются формообразующими.
К внешним факторам микросреды маркетинга принято относить:
- потребители;
- поставщики;
- конкуренты;
- финансово-кредитные организации;
- государственные структуры.
- иные внешние стейкхолдеры.
Все они так или иначе, прямо или косвенно, воздействуют на маркетинговую деятельность субъекта хозяйствования и его коммуникационную политику. В значительной степени их интересы и возможности служат основой для построения функциональных стратегий маркетинга.
Факторы микросреды маркетинга наиболее важны для предприятия, так как именно они определяются субъектами рынка, лежат в основе формирования общей стратегии маркетинговой деятельности и обеспечивают достоверную обратную связь.
Внутренние факторы, оказывающие влияние на маркетинговую деятельность
Внутренний факторы маркетингового деятельности формируют и развиваются внутри самого субъекта хозяйствования. Их характер и содержание в полной мере определяются политикой и практиков управления бизнесом.
К числу базовых внутренних факторов, оказывающих влияние на маркетинговую деятельность, принято относить:
- организационную структуру управления маркетингом;
- финансовые возможности бизнеса;
- экономико-ресурсный потенциал осуществления маркетинговой деятельности; влияние товарной политики и ее отдельных компонентов;
- отпускные цены и особенности их назначения;
- местоположение товара;
- системы сбыта и продвижения.
Все вместе факторы данной группы формируют собой маркетинговый потенциал фирмы и отражают сильные и слабые стороны ее маркетинга, его преимущества и недостатки. Именно они впоследствии закладываются в основу формирования стратегии и тактики маркетинговой деятельности.
В виду того, что внутренние факторы контролируются самим предприятием, они обладают наиболее гибким и мобильным характером. Иначе говоря, ими прощу управлять и видоизменять их в зависимости тех целей и задач, что стоят перед бизнесом в кратко- и среднесрочной перспективе. От эффективности их использования напрямую зависят возможности роста прибыли фирмы, общей эффективности ее деятельности и укрепления ее рыночных позиций.