Сущность и основы маркетинга в торговле
Маркетинг в торговле – это маркетинговая деятельность в сфере продажи товаров конечным и промежуточным потребителям.
Формирование концептуальных основ маркетинга в сфере оптовой и розничной торговли стало результатом многолетней эволюции взглядов предпринимателей на бизнес и рынок в целом, опирающейся на развитие производительных сил в общества. Отличительной особенностью данной концепции стало эволюционное развитие маркетинга, прошедшего свой путь от совершенствования производства посредством интенсификации коммерческих усилий до социально-этического маркетинга.
Будучи используемым в сфере коммерции, маркетинг ориентирован, прежде всего, на обеспечение успешной реализации товаров. Для этого любая торговая организация должна планировать свою маркетинговую деятельность, в основе которой лежит реализация маркетингового комплекса, более известного как модель «4Р».
Комплекс маркетинга состоит из четырех базовых элементов:
- продукт;
- цена;
- сбыт;
- продвижение.
Под продуктом понимается непосредственно сам товар, предлагаемый рынку на продажу. Здесь важно проработать общую концепцию продукта, продумать ассортимент реализуемых товаров, их внешний вид и дизайн упаковки и пр.
Цена отражает ту стоимость, за которую фирма-продавец будет реализовывать свой продукт рынку. В рамках выработки общей стратегии ценообразования важно не просто определить используемую методику ценообразования и установить общий уровень отпускных цен, но, также сформировать систему возможных скидок, определить методы оплаты и возможности ее рассрочки (особенно это касается дорогостоящих товаров, таких как крупная бытовая техника, недвижимое имущество, транспортные средства и пр.).
Сбыт включает в себя систему реализации продукции конечным и промежуточным потребителям. В частности, могут быть использованы прямые или косвенные каналы сбыта. В первом случае товар реализуется фирмой напрямую покупателю, а во втором – через посредников.
Продвижение предполагает совокупность инструментов, используемых для привлечения внимание потребителей и их информирования о компании торговой марке и продукции. В маркетинге сферы торговли система продвижения товарной продукции включает в себя четыре активные составляющие. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые элементы системы продвижения в торговом маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реклама относится к неличной форме коммуникации. В сфере торговли она может принимать различные формы, то есть быть внутримагазинной, наружной, в средствах массовой информации и пр.
PR (или связи с общественностью) включают в себя спонсорство и паблисити. Спонсорство основано на добровольной финансовой, материальной или организационной и иной помощи, оказываемой юридическим и физическим лицам, проводящих те или иные мероприятия, с целью продвижения товаров, наименования торговой марки, имени и бренда компании. Паблисити представляет собой особый вид массовых коммуникаций, направленных на достижение популярности, публичности, позитивной известности в сфере бизнеса посредством формирования общественного мнения. Практическими инструментами паблисити в торговле считаются организация презентаций, интервью и брифингов топ-менеджеров фирмы, инспирированных публикаций.
Сущность и особенности маркетинга в сфере бытового обслуживания
Маркетинг в сфере бытового обслуживания – это маркетинг сферы услуг.
Сфера бытового обслуживания в общем смысле представляет собой систему различных видов деятельности, связанных с оказанием и реализацией услуг, которые могут иметь производственный и непроизводственный характер. К бытовым услугам относятся платные услуги, которые оказываются физическим лицам и определяются соответствующим классификатором. К ним относятся услуги аренды, проката, ремонта, строительства, технического обслуживания, чистки и окрашивания и пр.
Отрасль бытового обслуживания играет весьма важную роль в национальной экономике и выполняет множество различных функций. Она способствует наращиванию свободного времени работающих членов общества, рационализации использования денежных доходов семей, формированию предпосылок для повышения эффективности общественного производства и пр. Маркетинг этих организаций имеет особую специфику.
Основополагающей целью маркетинга в сфере бытового обслуживания считается обеспечение максимизации прибыли в процессе купли-продажи услуг, обеспечивающем максимально полное удовлетворение потребительского спроса. Достижение этой цели обеспечивается за счет удовлетворения потребительских требований, завоевания превосходства над конкурентами, занятия доли рынка и обеспечения роста продаж.
Главная задача маркетинга в сфере бытового обслуживание сводится к необходимости обеспечения максимально-возможной устойчивости деятельности организации, планомерности ее развития и достижения целей стратегического порядка посредством проведения основных направлений маркетинговой политики. Основными направлениями маркетинговой политики в сфере услуг считаются товарная, инновационная, ценовая, сбытовая, сервисная и рекламная.
Маркетинг в сфере услуг в основе своей опирается на ряд принципов. Основными из них считаются:
- комплексность подхода, используемого для увязки целей с ресурсами и возможностями фирмы;
- ориентация всех участников рынка на достижение конечных результатов своей деятельности;
- разработка стратегии и тактики активной адаптации компании к условиям внешней среды;
- постоянство в поиске новых способов повышения эффективности оказываемых услуг;
- поддержание конкуренции при создании и производстве определенных услуг на решающих стратегических направления товарной политики фирмы.
Таким образом, в сфере оказания услуг маркетинг служит одной из наиболее эффективных и важных управленческих функций. Помимо прочего его отличительными особенностями выступают повышенное отношению к организации потребительского сервиса и лицам, его обеспечивающим, а также выстраиванию систем потребительской лояльности и формированию рыночной репутации фирмы.