Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальная сфера как объект маркетинга и деловой партнер бизнеса

Понятие и структура социальной сферы

Определение 1

Социальная сфера – это одна из сфер жизнедеятельности человеческого общества, обеспечивающая определенный уровень благосостояния, качества жизни вне сферы материального производства.

Социальную сферу принято относить к непроизводственному сектору, то есть к сфере услуг. Сфера услуг представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, продукция которых принимает невещественную форму и выступает в роли некоего полезного эффекта.

Социальную сферу принято рассматривать в качестве совокупность отраслей, фирм и организаций, которые, будучи непосредственно связанными друг с другом, так или иначе определяют уровень и образ жизни людей, их потребление и общее благосостояние. В экономической литературе ее нередко отождествляют с особым видом экономической деятельности, обеспечивающим совокупное воспроизводство человеческого капитала. Таким образом, социальную сферу принято рассматривать и в качестве сферы воспроизводства человеческого капитала.

Статья: Социальная сфера как объект маркетинга и деловой партнер бизнеса
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Социальную сферу по отраслевому признаку принято подразделять на две большие группы. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Группировка отраслей социальной сферы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Группировка отраслей социальной сферы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первая группа отраслей представлена теми сферами человеческой деятельности, которые призваны удовлетворять социальные потребности общества. К таким сферам и отраслям относятся образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура и искусство, социальное обеспечение и т.п.

Благодаря им обеспечиваются базовые потребности воспроизводства человеческого капитала, касающиеся его здоровья, образования, воспитания, культурного просвещения и пр.

Вторая группа представлена сферами и отраслями, предназначенными для удовлетворения бытовых потребностей, способствующих увеличению свободного времени граждан и экономии их труда в домашнем хозяйстве. К таким сферам и отраслям принято относить сферу общественного питания, бытовое обслуживание граждан, связь, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и пр.

«Социальная сфера как объект маркетинга и деловой партнер бизнеса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сегодня все чаще социальную сферу принято рассматривать с расширенной точки зрения. В соответствии с этим толкованием ее следует рассматривать в качестве социальной инфраструктуры, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности и удовлетворения потребностей индивидуумов, групп, домашних хозяйств, организаций и общества в целом. С этой точки зрения в состав социальной сферы помимо описанных нами выше отраслей также следует включать финансово-кредитные услуги, правовые услуги, розничную торговлю, гостиничные услуги, а также услуги в сфере туризма.

Взаимосвязь социальной сферы и маркетинга сферы услуг

Замечание 1

Понятие социальной сферы часто используется в маркетинге для обозначения сферы услуг. Иначе ее называют рынком услуг социальной сферы.

Сегодня отрасль оказания услуг весьма развита. Миллионы людей пользуются услугами крупных и мелких фирм, организаций, предприятий. Единой классификации видов и отраслей услуг на сегодняшний день не существует. Тем не менее, эксперты сходятся во мнении о том, что социальную сферу характеризуют следующие особенности:

  • рынок социальных услуг является составной частью общественного сектора экономики, продукты его деятельности представлены общественными благами, которые в большинстве случаев не являются предметом купли-продажи;
  • социальные услуги характеризуются неисключаемостью, в виду чего бюджетное финансирование замещается платным обслуживанием населения;
  • изменения в социальных условиях приводят к изменению объемов оказываемых услуг и их структуры.

Как показывает практика, объем и спектр оказываемых обществу и отдельным его членам социальных услуг растет. Вместе с ними растет и конкуренция – завоевать и удержать потребителя становится все сложнее. Все это приводит к потребности в реализации маркетинга услуг, который должен быть направлен на формирование и удовлетворение текущего спроса населения на услуги. Таким образом социальную сферу по праву можно назвать своеобразным объектом маркетинга и одним из важнейших деловых партнеров бизнеса.

Замечание 2

Маркетинг, реализуемый в рамках социальной сферы, имеет двойственные цели. С одной стороны, он ориентирован на удовлетворение потребительского спроса в части оказания социальной значимых услуг. С другой стороны, он призван способствовать максимизации прибыли компании, оказывающей эти самые услуги.

Так или иначе, маркетинговая деятельность в сфере оказания услуг должна строиться на основе соблюдения принципов комплексности, гибкости и адаптивности. Сам маркетинг при этом должен реализовывать целостную совокупность функций, присущих традиционному маркетингу. В частности, речь идет о таких функциях, как проведение рыночных исследований, координация в части проектирования и оказания услуг, оптимизация ассортиментного ряда, распределение услуг, формирование ценовой политики, создание и стимулирование спроса, продвижение и стимулирование сбыта и пр.

Главной задачей маркетинга сферы услуг (социальной сферы) выступает организация комплексной деятельности по производству, продвижению и сбыту услуг с учетом их морального устаревания. Решение этой задачи непосредственно связано с:

  • изучением рынка услуг и анализом результатов исследования;
  • выявлением спроса на услуги (как реально существующего, так и потенциального);
  • организацией научно-исследовательской деятельности, связанной с созданием и производство услуг-новинок, координацией их проектирования и производства;
  • оптимизацией ассортиментного ряда и системы распределения услуг, планированием их производства и сбыта;
  • формированием ценовой политики;
  • построением и развитием имиджа компании сферы услуг;
  • формированием спроса и стимулированием сбыта при помощи средств рекламного воздействия и пр.
Замечание 3

По большому счету маркетинг услуг аналогичен маркетингу производственной сферы, но, при этом, имеет свои особенности, опосредованные базовыми характеристиками социальной сферы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 06.08.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot