Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальная сфера как объект маркетинга и деловой партнер бизнеса

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Социальная сфера как объект маркетинга и деловой партнер бизнеса
Социальная сфера как объект маркетинга и деловой партнер бизнеса

Понятие и структура социальной сферы

Определение 1

Социальная сфера – это одна из сфер жизнедеятельности человеческого общества, обеспечивающая определенный уровень благосостояния, качества жизни вне сферы материального производства.

Социальную сферу принято относить к непроизводственному сектору, то есть к сфере услуг. Сфера услуг представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, продукция которых принимает невещественную форму и выступает в роли некоего полезного эффекта.

Социальную сферу принято рассматривать в качестве совокупность отраслей, фирм и организаций, которые, будучи непосредственно связанными друг с другом, так или иначе определяют уровень и образ жизни людей, их потребление и общее благосостояние. В экономической литературе ее нередко отождествляют с особым видом экономической деятельности, обеспечивающим совокупное воспроизводство человеческого капитала. Таким образом, социальную сферу принято рассматривать и в качестве сферы воспроизводства человеческого капитала.

Помощь со студенческой работой на тему
Социальная сфера как объект маркетинга и деловой партнер бизнеса

Социальную сферу по отраслевому признаку принято подразделять на две большие группы. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Группировка отраслей социальной сферы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Группировка отраслей социальной сферы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первая группа отраслей представлена теми сферами человеческой деятельности, которые призваны удовлетворять социальные потребности общества. К таким сферам и отраслям относятся образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура и искусство, социальное обеспечение и т.п.

Благодаря им обеспечиваются базовые потребности воспроизводства человеческого капитала, касающиеся его здоровья, образования, воспитания, культурного просвещения и пр.

Вторая группа представлена сферами и отраслями, предназначенными для удовлетворения бытовых потребностей, способствующих увеличению свободного времени граждан и экономии их труда в домашнем хозяйстве. К таким сферам и отраслям принято относить сферу общественного питания, бытовое обслуживание граждан, связь, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и пр.

Сегодня все чаще социальную сферу принято рассматривать с расширенной точки зрения. В соответствии с этим толкованием ее следует рассматривать в качестве социальной инфраструктуры, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности и удовлетворения потребностей индивидуумов, групп, домашних хозяйств, организаций и общества в целом. С этой точки зрения в состав социальной сферы помимо описанных нами выше отраслей также следует включать финансово-кредитные услуги, правовые услуги, розничную торговлю, гостиничные услуги, а также услуги в сфере туризма.

Взаимосвязь социальной сферы и маркетинга сферы услуг

Замечание 1

Понятие социальной сферы часто используется в маркетинге для обозначения сферы услуг. Иначе ее называют рынком услуг социальной сферы.

Сегодня отрасль оказания услуг весьма развита. Миллионы людей пользуются услугами крупных и мелких фирм, организаций, предприятий. Единой классификации видов и отраслей услуг на сегодняшний день не существует. Тем не менее, эксперты сходятся во мнении о том, что социальную сферу характеризуют следующие особенности:

  • рынок социальных услуг является составной частью общественного сектора экономики, продукты его деятельности представлены общественными благами, которые в большинстве случаев не являются предметом купли-продажи;
  • социальные услуги характеризуются неисключаемостью, в виду чего бюджетное финансирование замещается платным обслуживанием населения;
  • изменения в социальных условиях приводят к изменению объемов оказываемых услуг и их структуры.

Как показывает практика, объем и спектр оказываемых обществу и отдельным его членам социальных услуг растет. Вместе с ними растет и конкуренция – завоевать и удержать потребителя становится все сложнее. Все это приводит к потребности в реализации маркетинга услуг, который должен быть направлен на формирование и удовлетворение текущего спроса населения на услуги. Таким образом социальную сферу по праву можно назвать своеобразным объектом маркетинга и одним из важнейших деловых партнеров бизнеса.

Замечание 2

Маркетинг, реализуемый в рамках социальной сферы, имеет двойственные цели. С одной стороны, он ориентирован на удовлетворение потребительского спроса в части оказания социальной значимых услуг. С другой стороны, он призван способствовать максимизации прибыли компании, оказывающей эти самые услуги.

Так или иначе, маркетинговая деятельность в сфере оказания услуг должна строиться на основе соблюдения принципов комплексности, гибкости и адаптивности. Сам маркетинг при этом должен реализовывать целостную совокупность функций, присущих традиционному маркетингу. В частности, речь идет о таких функциях, как проведение рыночных исследований, координация в части проектирования и оказания услуг, оптимизация ассортиментного ряда, распределение услуг, формирование ценовой политики, создание и стимулирование спроса, продвижение и стимулирование сбыта и пр.

Главной задачей маркетинга сферы услуг (социальной сферы) выступает организация комплексной деятельности по производству, продвижению и сбыту услуг с учетом их морального устаревания. Решение этой задачи непосредственно связано с:

  • изучением рынка услуг и анализом результатов исследования;
  • выявлением спроса на услуги (как реально существующего, так и потенциального);
  • организацией научно-исследовательской деятельности, связанной с созданием и производство услуг-новинок, координацией их проектирования и производства;
  • оптимизацией ассортиментного ряда и системы распределения услуг, планированием их производства и сбыта;
  • формированием ценовой политики;
  • построением и развитием имиджа компании сферы услуг;
  • формированием спроса и стимулированием сбыта при помощи средств рекламного воздействия и пр.
Замечание 3

По большому счету маркетинг услуг аналогичен маркетингу производственной сферы, но, при этом, имеет свои особенности, опосредованные базовыми характеристиками социальной сферы.