Сегодня рынок профессионального искусства рассматривается как важнейший ресурс экономики, который требует особых управленческих технологий, позволяющих извлечь экономическую выгоду от различных культурных продуктов. Большинство учреждений культуры стали внедрять технологии маркетинга в свою деятельность.
Театральное производство мало похоже на деятельность промышленного предприятия, поскольку создает свою художественную «продукцию» — спектакль или концерт, не имеющую аналогов.
Насыщенность предложений концертно-театрального рынка при отсутствии высокого роста платежеспособного спроса со стороны потребителя становится препятствием для реализации театральной организацией своих целей.
На современном рынке сфера культуры не может успешно функционировать без поддержки маркетинговых технологий, способных постоянно поддерживать интерес к создаваемым продуктам, создавать позитивное отношение потребителей к услугам, понимать настроения и отношение публики к искусству. Это обуславливает востребованность и актуальность применения маркетинга в сфере искусства и культуры.
Особенности маркетинга концертно – театральной деятельности
Использование маркетинга в организациях концертно-театральной сферы имеет свои особенности:
- продукт – это разного рода услуги, которые несут для потребителя эстетическое и эмоциональное удовольствие, удовлетворяя его потребностей в получении образования или культурном развитии;
- цена на услуги не меняется в широком диапазоне из-за колебаний спроса, а из-за государственной поддержки;
- концертно - театральная услуга является «привязанной» к месту. Не услуга доставляется к потребителю, а наоборот, потребитель должен прийти на концерт или в театр за получением услуги.
Итак, маркетинг должен быть приспособлен к специфике культурных организаций, результат их деятельности формирует публику, но не наоборот.
Цели и задачи маркетинга концертно – театральной деятельности
В культурной сфере основная цель маркетинга- это найти своего потребителя: зрителя, слушателя или читателя, для которого, в итоге, и работают все организации сферы культуры.
Одновременно с этим маркетинг культуры должен учитывать важнейшую особенность, которая заключается в том, что в материальном производстве товар возникает для удовлетворения потребностей рынка, а в концертно – театральной деятельности он, «опираясь» на желания и нужды целевых рынков, во многом возникает по причине собственной художественной ценности. Растущая конкуренция на рынке культуры привела к тому, что проблема сохранения своего зрителя, а не поиск новых зрелищных форм, выдвигается на первый план.
Главные задачи концертно - театрального маркетинга можно описать следующим образом:
- проведение анализа запросов потребителей;
- составление прогноза состава посетителей и зрителей;
- сохранение постоянного круга потребителей;
- продвижение театральных услуг или концертных продуктов;
- формирование устойчивых потребностей в концертных и театральных услугах;
- формирование репертуара, исходя из выявленных сегментов потребителей;
- извлечение прибыли.
Специфика маркетинговых технологий сферы искусства
В сфере искусства технологии маркетинга применяются не только для реализации стандартизированных продуктов массовых развлечений. Высокохудожественное литературное произведение или концерт классической музыки также доходит до потребителей после тщательно спланированных маркетинговых действий.
Вся деятельность концертно – театральной деятельности замыкается на зрителях, которые являются:
- необходимым звеном в творческом процессе;
- объектом коммуникативного влияния и адресатом транслируемых идей и ценностей;
- источником финансовой поддержки концертно – театральных организаций.
Учреждение культуры, которое планирует свою деятельность на базе технологий маркетинга, становится для потребителей и общества более интересным. Узнаваемый имидж и прочная репутация, внимание со стороны СМИ привлекают интерес разного рода спонсоров, что способствует, в свою очередь, росту экономической эффективности самого учреждения.
На рынке сферы искусств сегодня побеждает не только качество или новизна, а скорее умение занять определенную позицию в информационном поле, где идет борьба за популярность, внимание и интерес публики.