Понятие, цели и задача маркетинга территории
Как рыночная концепция управления, маркетинг характеризуется уровнем развития экономики страны в целом. Развитая экономика предъявляет высокие требования к способам организации деятельности субъекта во внешней среде.
Использование маркетингового инструментария и методологии во всех сферах и уровнях деятельности общества (от отдельной личности до государства) превращает маркетинг в активный инструмент воздействия на жизнь общества и каждого его представителя.
Особое значение имеет макромаркетинг. Это маркетинг социума и страны. Его цель – максимальное удовлетворение потребностей и запросов населения.
Маркетинг считается фактором развития любой территории, так как формируется эффективная система, нацеленная на учет текущих и потенциальных потребностей общества, предприятий, развитие бизнеса, оптимизацию инвестиционной деятельности и стимулирование инноваций.
Любая территория (страна, регион, город) имеет свои отличительные характеристики. Это свои люди, природа, архитектура, ресурсы, обычаи и традиции. Это вносит свои коррективы в развитие политики и экономики территории.
Маркетинг территории – это маркетинг, который рассматривает территорию как объект продвижения внутри и за ее границами, и направлен на формирование, развитие, применение конкурентных преимуществ территории в ее интересах.
Основные цели территориального маркетинга:
- рост экономики и промышленности;
- повышение уровня жизни населения;
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- привлечение государственных финансов и иностранных инвестиций;
- развитие туризма;
- развитие инфраструктуры;
- привлечение жителей и трудовых ресурсов.
Главная задача маркетинга территории - это определение ресурсов, находящиеся в наличии у конкурирующих территорий, а также поиск способов дифференцирования и позиционирования территории для сохранения в сознании потребителей.
Функции и принципы территориального маркетинга
В территориальном маркетинге различают следующие функции:
- аналитическая;
- организационная;
- управленческая;
- информационная;
- общественная.
Первая функция подразумевает анализ рыночных возможностей территории, исследование ее маркетинговой среды, анализ спроса, сегментирование и позиционирование, оценка конкурентоспособности.
Вторая функция предполагает стратегическое планирование развития территории, создание плана маркетинга, основанный на результатах проведенного маркетингового исследования, а также контроль результатов.
Управленческая функция связана с реализаций маркетингового плана с позиции территориального продукта (ассортимент, количество и качество ресурсов территории, которые необходимы потребителям), цены территориального продукта (расходы потребителей территории), сбыта территориального продукта (географическое положение территории, наличие транспортной инфраструктуры, современных теле и информационных технологий) и продвижения территории (реклама и связи с общественностью).
Четвертая функция – информационная – заключается в создании системы маркетинговых коммуникаций между субъектами территориального маркетинга.
Последняя функция подразумевает развитие территории, повышение значимости ее роли в мире, стране и регионе, улучшение благосостояния населения.
Основа территориального маркетинга – это регулярный анализ состояния и тенденций развития территорий для принятия эффективных решений.
Оценка зарубежного и отечественного опыта способствует выделению следующих принципов маркетинга территории:
- физичность (поиск оригинальных характеристик внутри территории);
- целенаправленность (разработка идей по достижению территорией определенного состояния);
- соответствие производства и потребления.
Принцип физичности реализуется через применение системного подхода. Территория изучается как определенная система. Данная система характеризуется определенными оригинальными закономерностями, внутренними и вешними связями, которые воздействуют на результаты развития территории.
Принцип целенаправленности способствует выбору, пониманию и адаптации примеров эффективного развития территории относительно внутренних критериев целенаправленности.
Принцип соответствия и потребления рассматривает понимание того, что производство товаров, услуг или выполнение работ в рамках данной территории и их реализация должны соответствовать потребностям внутренних и внешних потребителей.
Субъекты и объекты маркетинга территории
Субъекты маркетинга территории – это потенциальные и реальные пользователи территории, инвесторы. Они разделяются на два типа:
- внутренние;
- внешние.
Внутренние субъекты – этом жители территории, которые ее активно продвигают и влияют на повышение ее привлекательности. Внешние субъекты стремятся к созданию благополучия территории, так как есть желание экспортировать часть этого благополучия в виде различных ресурсов за границы территории.
Под объектами маркетинга территорий понимают:
- управление территорией;
- конкурентоспособность территории.
Управление территорией – это деятельность администрации муниципального образования, целью которой является обеспечение устойчивого развития региона, повышение количества ресурсных возможностей и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет.
Территориальное управление подразумевает решение определенных задач, которые связаны с развитием территории и, соответственно, есть необходимость постоянного изучения и оценки большого объема информации.
Сведения поступают из различных источников, обрабатываются и распространяются с помощью разных информационных технологий.
Конкурентоспособность территории предполагает наличие у данной территории конкретных свойств, которые позволяют осуществлять эффективные действия.