Понятие, цели и задачи маркетинга региона
Региональный маркетинг или маркетинг региона (территории) – это деятельность по улучшению, поддержанию имиджа региона, повышению его привлекательности среди других регионов, территориальных субъектов.
Региональный маркетинг сочетает в себе и маркетинг, и экономику. Развитие данного направления связано с интенсивными методами хозяйствования и применением экстенсивным потенциалом социально-экономического развития региона.
Подходы к определению маркетинга региона:
- многие видят в региональном маркетинге использование маркетинговых инструментов, в частности реклама, продвижение, спонсорство для повышения популярности и улучшения престижа региона;
- региональный маркетинг – это одна из функций (может назначаться ответственный за выполнение данной функции или специальное подразделение);
- региональный маркетинг – это передовая идея и философия, что требует ориентации на потребности целевой аудитории (субъектов территории).
Основной развития маркетинга региона является системный подход, согласно которому используется «управление по целям» как комплекс воздействий, направленных на достижение эффективного результата. Интересы всех заинтересованных лиц должны быть согласованы с ключевой целью развития региона и повышения уровня качества жизни людей.
Основные цели маркетинга региона:
- обеспечение прибыльности коммерческой деятельности в регионе, которая предоставляет основу для получения прибыли в рамках конкретного времени, имеющихся ресурсов, возможностей и потенциала региона;
- формирование условий для освоения рынков за пределами региона, достижение устойчивых взаимоотношений с другими регионами, странами за счет расширения ассортимента реализуемых товаров;
- прогнозирование ситуации на рынке, оценка степени платежеспособного спроса в регионе в пределах имеющего ассортимента продукции, а также при ведении новинок;
- разработка программы действий по обеспечению программно-целевого подхода к решению проблем эффективного производства и сбыта продукции и их реализация.
Задачи регионального маркетинга:
- повышение инвестиционной привлекательности региона для внутренних и внешних инвесторов;
- обеспечение поддержки и эффективного развития малого и среднего бизнеса в регионе;
- рост инновационной составляющей регионального общества благодаря стимулированию развития науки и различных образовательных учреждений;
- стимулирование реализации продукции и услуг отечественных предпринимателей;
- усиление социальной защиты и обеспеченности населения;
- развитие разнообразных видов туризма;
- расширение финансовых возможностей региона путем роста числа и качества финансово-кредитных учреждений.
Целевые рынки покупателей региона
Основными покупателями (целевой аудиторией) региона являются частные лица и организации, которые могут представлять или не представлять интерес территории, или быть очень важными в случае с созданием градообразующими предприятиями.
Типы целевой аудитории регионов:
- жители территории и работающие по найму;
- приезжие;
- инвесторы и предприятия различных отраслей экономики;
- внешние и международные рынки.
Жители региона и работники по найму – важный целевой рынок. Территории занимаются стимулированием рождаемости, привлечением неквалифицированной и наоборот высокооплачиваемых специалистов. Густо переселенные регионы стремятся к нулевому приросту населения, в том числе и за счет миграции.
Рынок приезжих включает:
- деловые посетители (бизнесмены, торговые агенты, командировочные);
- частные гости (путешественники, туристы, родственники и друзья жителей региона).
Любой гость региона несет определенные расходы на проживание, питание, покупки. Эти затраты влияют с эффектом мультипликатора на доходы населения, занятости и поступления в местный бюджет. Чем больше посетителей и длиннее их пребывание в регионе, чем больше прибыли получает регион.
Регионы направляют все свои ресурсы, возможности и усилия на привлечение тех посетителей, которые расходуют большие суммы и пребывают в других регионах в течение продолжительного периода времени. Но есть категория нежелательных лиц, которых регион не желает «видеть» на своей территории. В этом случае создаются определенные препятствия, затрудняется приезд и пребывание в регионе.
Третья категория целевых рынков – инвесторы и различные предприятия. Все регионы стремятся усилить свой экономическую составляющую. Для этого создаются рабочие места для жителей, а местный бюджет получает дополнительные доходы в виде налоговых поступлений.
В этом случае регион должен соответствовать критериям размещения производительных сил:
- инвестиционный климат;
- качество жизни;
- доступность и качество рабочей силы и пр.
Кроме этого предпосылками могут служить следующие аспекты:
- поддержка уже существующих предприятий;
- поддержка их выхода на внешние рынки;
- облегченный процесс создания новых компаний;
- привлечение предприятий и производств из других регионов (смещение интереса с традиционных отраслей к наукоемким направлениям).
Четвертый вид целевой аудитории – внешние (другие регионы) и международные рынки. Активность деятельности региона на данных рынках показывает его способность производить продукцию и услуги, которые имеют интерес и необходимость за пределами территории региона.
Стратегии регионального маркетинга
Основными стратегиями маркетинга региона являются:
- маркетинг имиджа;
- маркетинг достопримечательности;
- маркетинг инфраструктуры;
- обеспечение поддержки от государства, организаций и простых граждан;
- реклама.
Под первой стратегией понимается формирование, развитие и распространение позитивной картины региона рекламным или PR-агентством. Данное стратегическое направление является относительно недорогим, но требует определенных вложений. Различают позитивный, слабый, негативный, смешанный, противоречивый и чрезмерно привлекательный имидж. Исходя из этого выбираются мероприятия по его улучшению.
Вторая стратегия дополняет первую. Регион использует свои естественные достопримечательности (озера, реки, моря, горы), а также исторические (музеи, храмы, архитектурные сооружения) или известных лиц, объектов культуры и отдыха.
Важный элемент регионального маркетинга – это маркетинг инфраструктуры. Это развитые коммуникации, энергоснабжение, образование, безопасность
Поддержка со стороны субъектов территории – это их доброжелательная мотивация по отношению к иностранным и инорегиональным посетителям, удовлетворение их потребностей.
Реклама пересекается со всеми вышеуказанными стратегиями. Ее роль состоит в распространении и поддержании регионального имиджа среди представителей целевых групп. Основные инструменты – это СМИ, прямая реклама, региональные стимулы и скидки.