Сущность и определение корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это особая концепция ведения бизнеса, основанная на осознании и принятии им на себя ответственности за свою деятельность и ее результаты перед обществом, его членами и иными контрагентами.
Корпоративная социальная ответственность или, как ее еще называют, социальная ответственность бизнеса в основе своей опирается на добровольное решение бизнес-структур о принятии участия в улучшении жизни общества, развитии его экономической, социальной и экологической сфер.
В процессе своего развития КСО прошла длинный и тернистый путь развития. Основные ее концепции представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые концепции КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На сегодняшний день под корпоративной социальной ответственностью в общем смысле понимается система добровольно и последовательно реализуемых бизнесом мероприятий экономического, экологического и социального характера, а также соблюдение этических ценностей и норм, в основе своей опирающихся на обеспечение постоянного взаимодействия организации с заинтересованными сторонами и направленных на минимизацию нефинансовых рисков ее развития, улучшение деловой репутации и имиджа в долгосрочной перспективе. В конечном счете, приверженность бизнеса нормам и принципам корпоративной социальной ответственности способствует укреплению конкурентоспособности и рост рыночной капитализации компании, обеспечивая тем самым прочную основу для ее устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Структура корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность имеет многоуровневую структуру (рисунок 2). Традиционно выделяют четыре ее уровня – ответственность экономического, правового, этического и филантропического порядка. При этом первые два уровня считаются обязательными для исполнения, а третий и четвертый – сугубо добровольными. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Базовые уровни КСО по А, Керроллу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Низшим уровнем ответственности выступает ответственность экономического порядка. Она предполагает необходимость производства товаров и услуг, способных удовлетворять потребности рынка и позволяющих компании получать прибыль.
На втором уровне располагается правовая ответственность. Ее суть заключается в необходимости соблюдения бизнесом норм и правил действующего законодательства.
Третий уровень отводится этической ответственности. Ее суть сводится к соответствию бизнеса общественным ожиданиям, которые хоть и не оговорены в нормах закона, но все же имеют место быть.
Наконец наивысшим уровнем ответственности считается ответственность филантропического (дискреционного) толка. Она предполагает добровольное участие бизнеса в реализации социальных программ, направленных на повышение качества жизни общества и решение социально-значимых его проблем.
Таким образом, корпоративная социальная ответственность означает, что бизнес и его представители должны получать прибыль, исполнять и соблюдать законы, быть этичными и выступать в роли хороших корпоративных граждан.
Помимо выше описанного существуют и другие подходы к разграничению уровней КСО. Так, например, весьма распространен подход, согласно которому социальная ответственность бизнеса включает в себя три уровня – базовый, продвинутый, высший. Первый, будучи основанным на соблюдении действующего законодательства, носит обязательный характер, а вторые для – являются добровольной составляющей. При этом продвинутый уровень предполагает реализацию социальной активности ради выгоды, а высший – основан на благотворительности.
Так или иначе, КСО и деятельность с нею связанная могут быть реализованы в расчете на внутреннюю среду организации или ее внешнее окружение. В первом случае основное внимание концентрируется вокруг сотрудников и собственников компании, во втором – вокруг ее внешних стейкхолдеров.
Программные и методические основы реализации корпоративной социальной ответственности
На практике корпоративная социальная ответственность реализуется посредством использования широкого инструментария. Основными его компонентами считаются:
- социальные программы;
- благотворительность и спонсорство;
- корпоративное волонтерство.
Рассмотрим их подробнее.
Под социальными программами понимается некая совокупность социальных мероприятий, имеющих системный характер и направленных на решение конкретных социально-значимых проблем. Их реализация позволяет повысить значимость компании не деловом сообществе, общественных кругах и властных структурах.
Основными практическими инструментами реализации социальных программ выступают денежные гранты, социальные инвестиции, благотворительные пожертвования, эквивалентное финансирование и пр. Результатом их реализации выступает укрепление рыночных позиций бизнеса, улучшение его имиджа, репутации и взаимоотношений с инвесторами, привлечение клиентов и пр.
Корпоративное волонтерство включает в себя обширный круг деятельности, включающий официальное предоставление услуг, традиционные формы самопомощи и взаимопомощи, а также иные формы гражданского участия, добровольно осуществляемые на благо общества и не предполагающие денежного (материального) вознаграждения. Корпоративное волонтерство является составной частью корпоративной культуры. Оно основано на добровольной деятельности работников компании на благо общества, при этом компания эту деятельность поддерживает и поощряет.
Благотворительность предполагает оказание безвозмездной помощи некоторым частям общества. Основными ее направлениями являются:
- наука и образование;
- культура и искусство;
- социальные программы и пр.
Благотворительность может принимать различные формы, будь то денежные пожертвования, стратегическая или рекламная благотворительность.
Спонсорство основано на спонсировании (финансировании) определённых мероприятий и инициатив. Его главной целью считается формирование и укрепление ассоциативных связей между брендом (компанией) и спонсируемыми им (ею) объектами и мероприятиями.