Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Конкурентоспособность корпорации и подходы к ее оценке

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Конкурентоспособность корпорации и подходы к ее оценке
Конкурентоспособность корпорации и подходы к ее оценке
Определение 1

Конкурентоспособность корпорации – это ее способность в заданных условиях выдерживать конкуренцию с себе подобными и превосходить их по степени удовлетворения потребностей клиентов.

Общие сведения о конкурентоспособности корпорации и способах ее повышения

Особое место в современной экономике занимает корпоративная форма организации хозяйственной деятельности. Корпорациями принято называть форму организации и самоорганизации крупного капитала, концентрация которого является отличительной чертой формирования и развития субъектов хозяйствования, имеющих корпоративные структуры.

Для корпорации, как и для любой другой современной коммерческой организации, большое значение имеет уровень ее конкурентоспособности. Этим понятием обозначают определяемую наличием конкурентных преимуществ способность корпорации более эффективно (по сравнению с аналогичными субъектами, представленными в данный момент на рынке) реализовывать имеющийся потенциал в формировании и удовлетворении потребностей потребителей.

Вопросы обеспечения конкурентоспособности корпорации должны волновать не только ее руководство, но и государственные органы. Это объясняется той ролью, которую играют корпорации в современных экономических реалиях – успешность их функционирования определяет темпы повышения эффективности работы всех отраслей национальной экономики и уровень их конкурентоспособности на мировых рынках.

Корпорация способна повысить собственную конкурентоспособность. Для решения этой задачи применяют следующие способы:

  • рост объемов реализации продукта с учетом необходимости обеспечения безубыточности производственной деятельности;
  • улучшение качества выпускаемого продукта, что способствует освоению новых рынков и увеличению экспорта;
  • уменьшение расходов, что предполагает совершенствование технологий производства, логистики, менеджмента персонала и организационной культуры;
  • бенчмаркинг, который представляет собой систематический, непрерывный поиск и изучение передового опыта конкурентов и предприятий, действующих в родственных отраслях экономики.

Методические подходы к оценке конкурентоспособности корпорации

Конкурентоспособность корпорации нуждается в регулярном оценивании. Это необходимо для того, чтобы заблаговременно разработать и своевременно претворить в жизнь мероприятия по повышению конкурентоспособности. В частности, в рамках этих мероприятий происходит отбор экономических контрагентов для осуществления совместной хозяйственной деятельности, разрабатываются программы выхода предприятия на новые для себя рынки сбыта, осуществляется инвестиционная деятельность.

В специальной литературе представлено большое число авторских подходов к оценке конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе, корпораций. В целях более удобного их рассмотрения рекомендуется осуществить классификацию существующих методических подходов по признаку состава учитываемых для оценки показателей. В данном случае выделяют следующие группы подходов:

  • подходы, которые основаны на расчете экзогенных (внешних) показателей;
  • подходы, которые основаны на расчете эндогенных (внутренних) показателей;
  • подходы, которые основаны на расчете интегрированных (внешних и внутренних) показателей;
  • информационно-динамический подход.

Внешние показатели оценивают факторы, которые не поддаются влиянию сил со стороны корпорации. В частности, речь идет про такие показатели, как темп роста рынка, его привлекательность, доля корпорации на рынке, перспективы отрасли, рыночная власть потребителей и поставщиков, уровень монополизации рынка и др.

Расчет этих показателей лежит в основе таких методов, как матрица GE / McKinsey, матрица (модель) базовых стратегий М. Портера, метод составления карты стратегических групп, матрица консультационной фирмы «А. Нильсен» и др. Общими недостатками данных методов оценки конкурентоспособности корпорации можно назвать сложность получения достоверной информации, вероятностный и субъективный характер оценок (в том числе, экспертных) и др.

Внутренние показатели характеризуют непосредственно хозяйственную деятельность корпорации. Это – показатели рентабельности, ликвидности, платежеспособности, конкурентоспособности продукции, рыночной устойчивости, объема продаж и т.д.

В рамках данного подхода принято выделять следующие методы: GAP-анализ, LOTS-анализ, матрица Хинтерхубера, метод построения многоугольника конкурентоспособности и др. Перечисленные методы предполагают расчет большого числа показателей, значения которых без учета экзогенных (внешних) факторов оказываются малосодержательными, ограниченными. Поэтому предлагается их рассматривать в рамках оценки конкурентоспособности корпорации совместно.

Самым известным методом, который предполагает расчет как внешних, так и внутренних показателей, является SWOT-анализ. В результате его проведения получают свои оценки и микросреда, и макросреда корпорации. Благодаря этому текущая ситуация описывается структурно, с выделением сильных и слабых сторон корпорации, ее возможностей и угроз. Также стоит упомянуть о PIMS-модели, которая по сути представляет собой базу данных о функционировании корпорации.

Информационно-динамический подход объединяет в себе экономический, управленческий и информационный ресурсы, благодаря чему становятся очевидными те направления трансформации корпорации, которые приведут его к появлению новых свойств – конкурентных преимуществ. Данный подход предполагает расчет показателей, характеризующих экономический потенциал корпорации, его информационное обеспечение и способность к реакции.