Понятие конкурентоспособности товара и механизм ее оценки
Под конкурентоспособностью товара в общем смысле понимается его способность удовлетворять потребности покупателей более эффективно, нежели аналогичная способность товаров конкурирующих фирм. Иначе говоря, это способность нового товара быть более предпочтительным для потребителя.
Предпочтительность, а, следовательно, и конкурентоспособность нового товара определяется множеством параметров, основными из которых считаются:
- технические характеристики (безопасность, эргономичность, функциональность, патентная частота, соответствие стандартам и пр.);
- технико-экономические параметры (материалоемкость, надежность, удобство установки и эксплуатации и пр.);
- организационно-коммерческие показатели (затраты на производство единицы продукции, отпускная цена реализации, стоимость доставки, условия оплаты, уровень сервиса и т.п.);
- уровень репутации фирмы;
- характер межличностных отношений.
Основными компонентами рыночной конкурентоспособности товара выступают его отпускная цена (стоимость приобретения) и его потребительские свойства.
В общем виде механизм формирования конкурентоспособности товара представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Механизм формирования конкурентоспособности товара фирмы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, справедливо говорить о том, что конкурентоспособность товара отражает все множество характеристик товара (стоимостных и потребительских) и деловую репутацию поставщика, которые, в конечном счете, и определяют успех рыночной реализации того или иного продукта конкретной фирмы.
Само по себе понятие конкурентоспособности – характеристика относительная. Соответственно, оценка конкурентоспособности товара возможна лишь в сравнении продукции фирмы с аналогичными товарами фирм-конкурентов. В основу подобного сравнения могут быть положены различные характеристики товара, формирующие его конкурентоспособность.
Конкурентоспособность товара – характеристика изменчивая. На протяжении всего жизненного цикла продукта она может меняться под воздействием разносторонних факторов внешней и внутренней среды. Основными резервами повышения конкурентоспособности товарной продукции считаются повышение качества выпускаемых товаров и устранение слабых в сравнении с конкурентами мест (имеющихся недостатков).
Понятие качества товара и основы его обеспечения
Одной из важнейших характеристик товарной продукции, предлагаемой к реализации на рынке, выступает ее качество. В общем смысле под качеством товара принято понимать множественную совокупность свойств продукта, которые характеризуют степень пригодности товара для его использования по назначению. Иначе говоря, это все множество характеристик и свойств, объективно присущих товарной продукции, которое формируется при создании товара с целью удовлетворения существующих потребностей рынка.
Качество производимых предприятием товаров как минимум должно соответствовать требованиям государственных стандартов и технических условий, а как максимум – превосходить качество товаров фирм-конкурентов.
Качество товара считается одним из определяющих факторов увеличения объемов реализации товарной продукции и наращивания прибыли. В то же время от качества товара напрямую зависит удовлетворенность потребителя этим товаров, а, значит, и его рыночная конкурентоспособность.
Качество товара подлежит оценке посредством сопоставительного анализа технико-экономических показателей продукции с их эталонными значениями или значениями аналогичной продукции фирм-конкурентов.
Анализ и оценка качества товара определяется на ряд показателей, все множество которых условно делится на три группы:
- обобщающие показатели;
- индивидуальные показатели;
- косвенные показатели.
Рассмотрим их более подробно.
Показатели первой группы характеризуют качество всех товаров, производимых фирмой, вне зависимости от их видов и назначения. К таким показателям могут быть отнесены: удельный вес новой продукции в общем объеме производства, уровень сертификации производимой продукции, ее соответствие мировым и национальным стандартам и т.д.
Показатели второй группы выражают какие-либо свойства товара. К ним относятся технологичность и надежность продукции, ее полезность, эстетичность товара и пр.
Наконец, показатели третьей группы определяются общей суммой потерь от брака, штрафами за некачественную продукцию, удельный вес бракованных товаров и т.п.
Анализ и оценка качества товара проводится с целью определения уровня конкурентоспособности продукции и выявление резервов повышения ее качества.
В основе обеспечения высокого качества товаров лежит постоянная оценка его текущего уровня и непрерывное ведение работ по его повышению.
Место и роль конкурентоспособности и качества продукта при создании нового товара
Залогом успеха всякого вновь создаваемого товара выступают его высокое качество и рыночная конкурентоспособность.
Чем выше конкурентоспособность нового товара, тем выше его шансы на успешную рыночную реализацию, соответственно, тем больше вероятность достижения фирмой-товаропроизводителем безубыточного объема реализации с последующим выходом на чистую прибыль. Кроме того, уровень конкурентоспособности товара-новинки предопределяет результативность его вывода на рынок и способности противостоять фирмам-конкурентам.
В основе конкурентоспособности вновь создаваемого товара могут лежать его отпускная цена, качество продукта или уровень обслуживания потребителя. Все вместе эти три характеристики служат основой для планирования рыночного позиционирования товара-новинка.
Определяющую роль в обеспечении конкурентоспособности нового товара играет его качество. Чем выше уровень последнего, тем крепче будут рыночные позиции товара-новинки и предприятия-товаропроизводителя в целом.
Планирование качества при создании нового товара опирается на данные проектных разработок и пробных тестирований образцов продукции. Постоянный контроль качества играет важнейшую роль при создании нового товара и обеспечении его конкурентоспособности.