Сущность и значение конкуренции
Само слово конкуренция происходит от лат. «concurrere», что в переводе дословно означает «сталкиваться».
Конкуренция — это борьба между экономическими агентами (которые действуют на одном рынке, обслуживая определенный рыночный сегмент) за максимально эффективное использование факторов производства и наиболее выгодные условия реализации экономических благ.
Для достижения своих основных целей, конкурентная борьба заставляет соперничающих субъектов хозяйствования применять изощренные маркетинговые ходы, внедрять инновации, повышать качество продукции, снижать ее себестоимость – то есть действовать максимально эффективно.
Модель пяти сил конкуренции М.Портера
Профессор Гарвардского университета Портер предположил, что состояние конкуренции в той или иной отрасли можно охарактеризовать при помощи следующих пяти конкурентных сил:
- внутриотраслевое соперничество между продавцами
- попытки фирм из других отраслей завоевать рынок своими товарами-заменителями (субститутами)
- возможность возникновения на рынке новых фирм-конкурентов (внутри данной отрасли)
- способность поставщиков сырья и материалов диктовать свои условия
- способность потребителей диктовать свои условия.
Модель пяти сил Портера можно рассматривать как эффективный инструмент для диагностики основных конкурентных сил, оказывающих влияние на рынок, а также определения степени влияния каждой из этих сил.
Из всех вышеперечисленных конкурентных сил наиболее значимой является конкуренция между компаниями, выпускающими однотипные товары и услуги.
Вне зависимости от того, происходит ли ожесточённая конкурентная борьба или уровень конкуренции незначителен, каждой фирме необходимо иметь эффективную стратегию, способную обеспечить превосходство над конкурентами и на долгий срок укрепить позиции на рынке.
Таким образом, в условиях рынка конкурентоспособность можно также рассматривать как занимаемую организацией позицию по отношению к фирмам-конкурентам в той или иной отрасли. Данная позиция является отправной точкой для разработки собственной конкурентной стратегии, учитывающей профиль деятельности, возможности, цели, ресурсы, навыки и т. д.
Основные методы изучения фирм-конкурентов
Исследование конкурирующих фирм производится, в основном, либо по отрасли в целом, либо же по отдельным рыночным сегментам.
Выявление потенциальных и уже действующих фирм-конкурентов чаще всего производится на базе одного из двух основных подходов:
- первый (подход с точки зрения потребительского спроса) – связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых основными фирмами-конкурентами на рынке
- второй – ориентирован на группировку конкурентов, согласно применяемыми ими типами рыночных стратегий.
Первый подход (с позиций потребительского спроса) направлен на группировку конкурирующих фирм в соответствии с типом потребностей (которые удовлетворяет выпускаемая ими продукция).
Второй подход, основанный на выявлении конкурентов по типу стратегии, лежит группировка фирм в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности. К подобного рода аспектам, в первую очередь, можно отнести:
- ценовую стратегию
- стратегию экспансии на рынке
- стратегия в области технологии и др.
Исследования, направленные на выявление конкурентов по типу стратегии, дают возможность выявить наиболее «опасных» конкурентов, к которым чаще всего можно отнести:
- компании, склонные к рыночной экспансии, действующие на географически сложных рынках
- компании, следующие стратегии диверсификации производства, которые ведут свою деятельность в данной отрасли (или в смежной)
- крупные предприятия, являющиеся покупателями продукции данной компании
- крупные поставщики сырья, материалов и оборудования
- мелкие компании, которые впоследствии становятся серьезными конкурентами на рынке, в основном вследствие слияний и поглощений.