Понятие, сущность и история формирования концепции чистого маркетинга
Концепция чистого маркетинга – это система базовых положений и идей маркетинговой деятельности, основанная на признании существования взаимосвязи между результатами деятельности организации с одной стороны, и изучением и удовлетворением потребностей и запросов рынка – с другой стороны.
Маркетинг в своем развитии прошел достаточно долгий и во много тернистый путь. Взгляды и концепции на его формирование и использование неизбежно претерпевали изменения. Одной из современных концепций стала концепция чистого маркетинга. Иногда ее принято называть просто «концепцией маркетинга» или «новой философией бизнеса».
Концепция чистого маркетинга отражает относительно новых подход к планированию и организации предпринимательской деятельности в условиях рыночной среды, основанной на конкуренции и состязательности сторон. Ее отличительной особенностью выступает ярко выраженная ориентация на предложения потребителям именно того продукта (товара или услуги), который им необходим вместо, ставшей на время традиционной, реализацией того, что есть в наличии у продавцов. Таким образом, от прочих маркетинговых концепций концепцию чистого маркетинга отличает сосредоточение на удовлетворении истинных нужд покупателей. Рассмотри сущность данной концепции более подробно.
Сущность концепции чистого маркетинга часто сводится к использованию таких выражений, как:
- «сначала нужно отыскать потребности, а потом – удовлетворить их»;
- «производить нужно то, что можно продать, а не наоборот (пытаться реализовать то, что можно произвести)».
По большому счету, концепция чистого маркетинга отражает собой парадигму ориентации бизнеса на потребности клиентов, подкреплённую реализацией комплексных маркетинговых мероприятий, нацеленных и ориентированных на обеспечение потребительской уверенности. Последняя, в свою очередь, считается основой достижения целей организации.
Свое практическое воплощение концепция чистого маркетинга нашла в лозунгах и девизах известных компаний. Некоторые из них представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Примеры лозунгов, отражающих сущность концепции чистого маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, приверженность фирмы концепции чистого маркетинга неизбежно находит отражение в ее деятельности и формах ее представления. Основным показателем того, что организация ориентирована на чистый маркетинг, считается ее ориентация на потребителя и его потребности, которые, кстати сказать, часто меняются.
Нужды, запросы и ожидания потребителей, вместе формирующие их потребности, в системе маркетинга поддаются множественной классификации по различным основаниям. Прежде всего, их принято делить на первичные и вторичные. Также они могут быть явными и скрытыми (латентными), осознанными и неосознанными самим потребителями, а также позитивными и негативными с точки зрения привлекательности объекта для индивида. Их выявление, изучение, анализ, оценка и прогнозирование все чаще становятся задачей бизнеса.
В целом, справедливо говорить о том, что концепция чистого маркетинга работает в условиях рыночного типа построения экономических систем, когда потребителям предоставлено право делать свободный осознанный выбор. Создавая предпосылки для свободы потребительского выбора для бизнеса крайне важно правильно выявить и осознать те нужды и потребности, которыми обладают потенциальные потребители и затем предложить наиболее выгодное (в сравнении с конкурентами) их решение.
Суть, теоретические основы и базовые положения концепции чистого маркетинга
Согласно концептуальным основам чистого маркетинга, для обеспечения достижимости целей, стоящих перед бизнесом и его рыночными игроками (предприятиями, организациями, фирмами) необходимо
- определить нужды и потребности целевого рынка;
- обеспечить желаемую удовлетворенность выявленных потребностей более продуктивно и эффективно, нежели это смогут сделать рыночные конкуренты.
Таким образом, с одной стороны, следует тщательно изучать целевую аудиторию, а с другой, на основе ее истинных потребностей, вырабатывать более эффективные способы их удовлетворения. Именно в этом, согласно концепции чистого маркетинга, и кроется залог рыночного успеха любой компании.
Также следует проводить четкое различие между концепцией чистого маркетинга и концепцией продаж. Объектом основного внимания концепции чистого маркетинга выступают представители целевой аудитории и их потребности, отталкиваясь от которых бизнес должен производить и предлагать рынку тот продукт (услуг) который способен принести наибольшую пользу потребителям. Концепция продаж, в отличие от концепции чистого маркетинга, свое основное внимание сосредотачивает на продукте организации, который всячески старается реализовать.
Основным предназначением концепции чистого маркетинга выступает оказание помощи в достижении стоящей перед компанией цели. Придерживаясь данного подхода, компании зарабатывают деньги за счет более эффективного, нежели прочие игроки рынка, удовлетворения нужд и потребностей клиентов. В современно мире концепция чистого маркетинга получила весьма широкую популярность и высокое признание. Ныне просто производить продукт недостаточно, нужно сделать так, чтобы он был не просто способен удовлетворять потребности целевой аудитории, но и делал это лучше, чем прочие товаропроизводители и рыночные торговцы. Особое внимание в связи с этим начинает уделяться сервисному обслуживанию.
Концепция чистого маркетинга в основе своей опирается на теорию суверенитета потребителя, согласно которой под суверенитетом потребителя понимается его способность оказывать определенное воздействие на товаропроизводителя. Необходимым условием обеспечения потребительского суверенитета считается свобода потребительского выбора, которая в наивысшей степени достигается в условиях рыночной экономики.