Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Экологический маркетинг как новая бизнес-модель

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Экологический маркетинг как новая бизнес-модель
Экологический маркетинг как новая бизнес-модель

Понятие и сущность экологического маркетинга

Определение 1

Экологический маркетинг – это совокупность методов и средств, используемых бизнесом для удовлетворения различных интересов потребителей за счет более интенсивного продвижения соответствующих товаров и услуг при условии минимизации наносимого окружающей среде вреда на всех этапах развития.

Иначе его принято называть «зеленым» маркетингом или эко-маркетингом. По сути своей он призван изменять мировоззрение потребителей, обеспечивая новое направление для конкуренции и достижение новаторских решений проблем окружающей среды. Несмотря на растущий интерес к экологическому маркетингу, единого подхода к определению его сущности не выработано до сих пор.

Одни ученые под экологическим маркетингом понимают особый, ориентированный на рынок вид управленческой деятельности, включенный в общую систему маркетинга, связанный с необходимостью определения, прогнозирования и удовлетворения нужд потребителей, не нарушая при этом экологического равновесия с одной стороны, и способствуя улучшению состояния общественного здоровья – с другой стороны.

Другие ученые отождествляют экологический маркетинг с процессом удовлетворения потребительских нужд на основе рыночного продвижения товаров и услуг, создаваемых при условии минимального объема использования природных ресурсов и минимально возможного нанесения вреда окружающей среде в рамках, причем, в рамках всех стадий жизненного цикла.

Третьи и вовсе приравнивают экологический маркетинг к одной из управленческих функций, основной задачей которой выступает организация и направление деятельности компании, опосредованное оценкой и преобразованием потребительских запросов в экологически ориентированный спрос. При этом важно, чтобы реализуемая предприятием продукция способствовала сохранению количественного и качественного уровня основных экосистем.

Так или иначе, основной целью экологического маркетинга выступает не просто популяризация экологичной продукции, но и направление деятельности компании на снижение загрязнения окружающей среды, повышение экологичности производства, минимизацию отходов, не поддающихся переработке.

Концептуальные основы экологического маркетинга и этапы его развития

Концепция эко-маркетинга, выступая составной частью общей концепции социально-этического маркетинга, ориентирована, прежде всего, на удовлетворение запросов и потребностей населения в экологически чистых продуктах (товарах и услугах) и стимулирование спроса на органическую продукцию и сырье.

Базовые категории экологического маркетинга в общем виде представлены на рисунке 1.

Базовые категории экологического маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые категории экологического маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Экологические товары должны отвечать трем критериям:

  • экологичность;
  • безопасность;
  • экономичность.
Замечание 1

Условно экологические товары делятся на две категории – экологически направленные и экологически нейтральные товары. Первые оказывают положительное влияние на окружающую среду, а производство и потребление вторых не разрушает ее.

Экологические потребности направлены на удовлетворение потребительских запросов в сфере экологической безопасности.

В своем развитии концепция экологического маркетинга прошла три последовательных этапа. Первый этап (1960-1970 гг.) был опосредован международным сотрудничеством в сфере разработки национальных законодательных актов и финансирования экологических мероприятий. На втором этапе (1980-1990 гг.) определяющая роль отводилась аспектам глобальной безопасности в экологической сфере. Третий (современный) этап продолжается с конца ХХ века по сей день. Определяющую роль в нем играет развитие и объединение государств по вопросам реализации конкретных обязательств. В частности, речь идет о реализации инициатив в таких сферах, как водоснабжение, энергетика, сельское хозяйство, сохранение биосистемы и пр.

Сегодня в основе экологического маркетинга лежат экологическая политика и экологическая ответственность компании, а также транспарентность и прозрачность используемых ею производственно-технологических процессов. В ближайшем будущем ожидается включение в него экологического аудита, финансовой поддержки экологических действий, а также экологического страхования и отчетности.

Основы реализации бизнес-модели экологического маркетинга

Экологический маркетинг в современном мире набирает все большую популярность. Особый интерес к нему в сфере бизнеса проявляют социально-ответственные корпорации, претендующие на роль гражданина в современном обществе. Именно они стремятся не просто реализовывать единичные инициативы в сфере охраны окружающей среды, но и систематизировать и объединить в одно целое различные направления экологической политики, интегрировав их в общую систему маркетинга.

Перспективы развития экологического маркетинга как новой бизнес-модели довольно широки. Предполагается, что в основе реализации концепции экологического маркетинга должно лежать сочетание целого комплекса действий, включающих в себя следующие компоненты:

  • высокие стандарты;
  • выпуск эко-товаров и услуг;
  • использование новых эко-технологии;
  • поддержка инноваций;
  • построение лояльности;
  • эко-PR;
  • развитая система коммуникаций.

Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.

Высокие стандарты предполагают, что компания должна осуществлять свою деятельность согласно стандартам, регламентирующим использование природных ресурсов. При этом ее производственная деятельность должна быть направлена на разработку и выпуск новых товаров и услуг, производство которых не требует использования вредных веществ и/или не перерабатываемого сырья. Крайне важно поддерживать новые эко-технологии, позволяющие разрабатывать собственные методы безопасного и безотходного производства.

Представляется, что важная роль должна быть отведена поддержке инноваций. В частности, речь идет о спонсорстве и информационной поддержке общественных инициатив и стартапов, направленных на защиту окружающей среды.

Отдельного внимания заслуживает забота компании об окружающей среде. Считается, что это позволит бизнесу получить лояльную аудиторию, разделяющую его принципы в эко-сфере. К числу прочих маркетинговых инструментов, которых должны быть использованы, относятся эко-PR и коммуникации.