Сущность и основы коммерциализации интернет-проектов
Интернет-проект – это проект, позволяющий посредством использования широких возможностей современных информационных технологий в интернет-пространстве достигать заявленных целей.
Основные виды интернет-проектов представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Некоторые разновидности интернет-проектов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На сегодняшний день интернет представляет собой одну из наиболее перспективных площадок для развития бизнеса. В электронном бизнесе многие ниши еще только осваиваются, оставляя место для инновационных проектов и амбициозных предпринимателей. Одной из ключевых проблем при создании нового интернет-проекта является создание бизнес-модели, способной окупить вложения в разработку интернет-проекта и его развития. Любой бизнес-проект, реализуемый в интернет-пространстве, должен приносить доход, т. е. быть коммерциализирован (монетизирован).
Коммерциализация интернет-проекта служит одним из основных способов для привлечения дополнительных денежных средств для инвесторов. Кроме того, она выступает ключевым элементом внедрения инновационных продуктов на всех стадиях жизненного цикла проекта.
На сегодняшний день существует несколько основных способов (моделей), позволяющих предпринимателю коммерциализировать свой интернет-проект:
- продажа продукта через специализированные веб-сервисы;
- продажа франшизы;
- продажа авторских прав на проект, который был создан в рамках стартапа;
- модель микротранзакций (продажа дополнительного контента);
- модель генерирования продаж через развитие собственной партнерской сети;
- рекламная модель монетизации веб-сайта.
Выбор той или иной модели как основы коммерциализации интернет-проекта зависит от множества различных характеристик как самого проекта, так и аудитории, на которую он рассчитан. Стоит также понимать, что те или иные модели монетизации, ориентированные на различные целевые аудитории, будь то группы потребителей, коммерческих партнеров или рекламодателей, могут применяться или добавлять в зависимости от этапа развития интернет-проект.
Вкратце рассмотрим каждый из способов коммерциализации интернет-проектов более подробно.
Характеристика основных моделей и способов коммерциализации интернет-проектов
В случае продажи продукта в рамках веб-сервисов, речь идет, прежде всего, о продаже прав пользователям на использование конкретного продукта или доступа к нему. Так, в качестве примера можно привести продажу одноразовых ссылок или ключей на скачивание продукта, осуществляемых посредством различных веб-сервисов. Допускается и размещение самого продукта на веб-сервисах – это даст возможность открыть доступ к продукту пользователям, оплатившим лицензию. До момента начала продаж продукта следует зарегистрировать и должным образом оформить авторское право на него. Дабы увеличить количество пользователей продукта потребуется обеспечить его продвижение, что само по себе требует затрат как денежных средств, так и иных ресурсов.
В случае продажи франшизы речь идет о продаже разработчиком не самой идеи, а лишь возможности ее использования. Подобная практика позволяет в определенном смысле «действовать от лица разработчика», сохраняя его права собственности. Основным недостатком данного метода выступает высокая популярность продукта как необходимое условие для заинтересованности покупателя в приобретении франшизы. На практике для недавно созданных интернет-проектов это не всегда возможно. Еще одной проблемой выступает отсутствие узнаваемости и низкая популярность названия продукта и/или торговой марки.
Еще одним способом коммерциализации интернет-ресурсов выступает продажа авторских прав на проект, который был создан в рамках стартапа. К примеру, у вас есть некий продукт или идея в сфере интернет-технологий, однако желания или возможности реализовать его самостоятельно у вас нет. Тогда вы можете продать авторские права на интеллектуальную собственность. Тогда покупатель получит:
- право полного использования информационного продукта;
- право получения всей прибыли от его реализации.
Основным недостатком данной модели считается недополучение прибыли создателем интернет-проекта, а именно – разовый характер получаемого вознаграждения и потеря потенциальной возможности получения прибыли в будущем.
Одним из весьма популярных сегодня способов коммерциализации интернет-проектов считается продажа дополнительного контента. Особенно широко это распространено в сфере браузерных игр и сходных веб-сервисов. Как правило, в данном случае плата с посетителей интернет-ресурсов взымается не за возможность доступа к продукту, а за внутренний контент и/или дополнительные возможности, недоступные без их отдельного приобретения. Основным недостатком данной модели выступает возможное отсутствие достаточного количества заинтересованных пользователей. В то же время ее неоспоримым преимуществом является некоторый психологический комфорт отдельных групп потребителей.
Коммерциализировать интернет-проект можно и посредством развития собственной партнерской сети или же использования уже существующих коммерческих сетевых структур, создаваемых с этой целью. В этом случае речь идет о модели генерирования продаж, суть которой сводится к заключению соглашения с возможными посредниками на предмет привлечения ими на коммерческой основе на продвигаемый веб-ресурс целевой аудитории.
Наконец, не стоит забывать и о рекламной модели монетизации веб-сайта. В данном случае речь идет, прежде всего, о размещении на ресурсе рекламных блоков и получении прямого дохода от рекламодателей. Здесь цена показа рекламного блока напрямую зависит от рейтинга сайта в ТОПах выдачи поисковых систем. Нередко этот способ дополняет другие методы коммерциализации. В качестве недостатка данного метода можно привести возможную негативную реакцию пользователей интернет-ресурса на навязчивую рекламу.