Как правильно подойти к покупателю и начать с ним разговор
Прямые продажи являются одним из наиболее активно используемых в маркетинге инструментов. Осуществляться они могут разными способами, тем не менее, их центральным звеном выступают коммуникации с клиентами. Зачастую их началом выступает первичное обращение к покупателю. Как показывает практика, подойти к покупателю и начать с ним разговор можно по-разному. Единого общепринятого алгоритма для этого не существует. В то же время эксперты выдвигают определенные рекомендации касательно того, как правильно подойти к покупателю и начать с ним разговор. Рассмотрим их более подробно.
Началом любой коммуникации с покупателем выступает приветствие, после чего следует непосредственно обращение к клиенту. На практике продавцы-консультанты чаще всего обращаются к покупателям с традиционным вопросом: «Могу я Вам чем-то помочь?» или «Вам что-то подсказать?». Однако специалисты по маркетингу выдвигают иные рекомендации. В частности, они считают, что лучше спросить у покупателя, для кого он приобретает товар, уточнить детали заказа, упаковки, доставки и пр. Обращаясь к покупателю, следует задавать ему те вопросы, на которые он с удовольствием готов будет ответить.
При обращении к покупателю крайне важно сделать это нейтрально, чтобы не «напрячь» и не отпугнуть его. Считается, что для этого есть стандартная техника. Стандартным подходом считается предоставление потенциальному покупателю времени для того, чтобы осмотреться и ознакомиться с ассортиментом товаров, предлагаемых магазином. Момент, когда потенциальный покупатель задерживает взгляд на той или иной модели, считается поводом для начала заведения диалога.
Типологическими фразами, позволяющими начать диалог с покупателем в магазине, считаются:
- «Что Вас интересует?»;
- «Вы подбираете что-то себе или на подарок?»;
- «Это новая модель, появилась совсем недавно. При этом она уже успела завоевать свою популярность…» и др.
Типичные фразы, позволяющие установить первичный контакт с покупателем, в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые подходы к установлению контакта с покупателем в магазине. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Приходя в магазин, каждый покупатель ставит перед собой те или иные цели, чаще всего они сводятся к покупке конкретного товара или ознакомлению с ассортиментом продукции, представленной в магазине. Таким образом, продавцу сначала следует оценить внешнее поведение, которое демонстрирует покупатель, определить возможную причину его возникновения и затем уже обращаться с той или иной фразой к покупателю.
Базовые правила общения с клиентами
Эксперты выделяют ряд этапов, которые менеджер (продавец) должен пройти в процессе коммуникации с потребителем. В общем виде они представлены на рисунке 2.
Рисунок 2.
Рисунок 1 – Порядок обращения к покупателю и ведения диалога с ним
Прежде всего, следует установить первичный контакт, то есть поприветствовать покупателя. Чаще всего для этого используются такие фразы, как: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Далее рекомендуется обратиться к потенциальному покупателю с то или иной фразой, в зависимости от его поведения. Если покупателю требуется помощь в выборе товара, продавец должен оказать ее в полном объеме. Если же покупатель желает самостоятельно выбрать продукт, не следует ему в этом мешать. После выбора товара менеджер сопровождает процесс покупки и завершает контакт с покупателем.
Соблюдение выше описанных рекомендаций позволяет правильно общаться с клиентами, грамотно разговаривать с покупателями и эффективно консультировать их. При этом особую роль играет внешний вид продавца и общая модель его поведения.
Помимо прочего считается, что при общении с клиентами менеджер (продавец) должен соблюдать следующие правила:
- улыбаться и выглядеть опрятно;
- задавать корректные вопросы;
- быть гостеприимным, вежливым и доброжелательным;
- просить об обратной связи;
- действовать на опережение;
- уважительно относиться к любому решению, которое принимает покупатель;
- не оценивать клиентов;
- избегать категоричности в выражениях;
- грамотно работать с возражениями;
- не забывать о покупателе после совершения покупки.
Таким образом, при общении с клиентом продавец должен одновременно быть доброжелательным, открытым, уверенным в себе, компетентным с профессиональной точки зрения, и, самое главное, любить свою работу и отдаваться ей сполна. Лишь в этом случае он сможет убедить покупателя приобрести тот или иной товар, наиболее подходящий под его потребности и возможности, четко аргументируя при этом свои высказывания и доводы.
Ошибки при взаимодействии с клиентами
Как показывает практика, многие продавцы (менеджеры) не всегда имеют высокий уровень профессиональной подготовки и зачастую (в силу незнания или неопытности) совершают ошибки при взаимодействии с клиентами. К типичным ошибкам в данном случае чаще всего принято относить:
- стремление продать товар, не вникая в потребности и возможности клиента;
- невнимательное отношение к покупателям;
- утверждение того, в чем нет уверенности;
- предоставление некорректной (устаревшей) информации;
- недостаток внимания к мелочам;
- чрезмерная навязчивость;
- отсутствие работы с возражениями и пр.
Причины совершения подобных ошибок весьма разнообразны. Они могут крыться в низкой профпригодности продавцов (менеджеров), рассеянности, плохом настроении или использовании неверной модели построения коммуникации. Так или иначе, возможные ошибки при общении с покупателем, требуют своего выявления и устранения.
В зависимости от того, насколько правильно продавец выстраивает систему взаимодействия с покупателем, в конечном счете, зависит эффективность продаж и вероятность принятия потенциальным покупателем положительного решения о приобретении того или иного товара. Центральным звеном в общении с покупателями выступает коммуникабельность продавцов, их способность грамотно проконсультировать клиента и знание того товара (услуги), продажей которого они занимаются.