Понятие качества товара и его составляющие
Качество товара – это совокупность свойств товара, которые обуславливают его пригодность к удовлетворению определённых потребностей в соответствии с его назначением.
Понятие «качество товара» является комплексным, а потому может быть охарактеризовано с различных сторон. Прежде всего, следует понимать, что качество отражает объективные характеристики продукта. С точки зрения производственного процесса оно служит выражением состояния техники и технологии производства. С позиции потребителей качество товара служит отражением степени удовлетворения их определенных потребностей. Наконец, с точки зрения ценообразования качество товара отражает определенное соотношение между затратами и ценами.
Таким образом, справедливо говорить о том, что качество товара – категория сложная и многоаспектная, затрагивающая различные стороны функционирования организации-изготовителя или рыночного продавца.
Качество товара может быть охарактеризовано при помощи различного рода показателей. Эти показатели могут быть абсолютными и относительными, единичными и комплексными. С позиции характеризуемых свойств товара его качество может быть охарактеризовано при помощи показателей назначения, надежности, безопасности, технологичности и пр. Помимо этого выделяют эргономические, экономические, эстетические и экологические показатели, определяющие качество товаров.
Качество товара зависит от множества различных факторов. Обычно на уровне организации их принято делить на две группы:
- внешние факторы;
- внутренние факторы.
Внутренние факторы определяются способностью компании выпускать продукцию надлежащего качества. Надлежащее качество продукции, в свою очередь определяется факторами технического, организационного, экономического и социально-психологического порядка. Все они подконтрольны организации, т.е. фирма может ими управлять.
Внешние факторы, в отличие от внутренних, находятся за пределами юрисдикции компании и ей никоим образом не подчиняются. В первую очередь они формируются той средой, в которой товар поставляется на рынок и в дальнейшем покупается и используется потребителями.
Сущность и основы обеспечения конкурентоспособности фирмы
Конкурентоспособность фирмы проявляется, в первую очередь, в ее способности удовлетворять потребности рынка и потребителей лучше, нежели это делают ее конкуренты. Само по себе понятие конкурентоспособности является емким и сложным. В ее основе лежит определенная степень отличия компании от рыночных конкурентов. Часто конкурентоспособность принято отождествлять со способностью фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию.
Конкурентоспособность является относительной характеристикой, а, значит, подлежит оценке лишь в сравнении с рыночными конкурентами. В основе оценки конкурентоспособности организации лежат различные критерии. В общем виде они представлены на рисунке 1.
конкурентоспособности предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Базовые критерии конкурентоспособности предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, конкурентоспособность фирмы определяется множеством различных параметров. Одним из определяющих показателей высокого уровня конкурентоспособности бизнеса выпускает высокое качество его продукции, от которого напрямую зависит удовлетворённость потребителей. Чем выше будет удовлетворённость потребителей, тем на более высоком уровне будет находиться конкурентоспособность организации и наоборот.
Конкурентоспособность фирмы также является управляемой характеристикой. Это означает, что компания посредством реализации определенных действий и инициатив может повысить уровень собственной конкурентоспособности. Для этого необходимо сначала произвести оценку конкурентоспособности бизнеса, выявить слабые стороны и определить конкурентные преимущества, а затем – разработать и реализовать программу по преодолению первых и усилению вторых.
Взаимосвязь между качеством товара и конкурентоспособность фирмы
Итак, на основе всего выше сказанного справедливо говорить о наличии тесной связи между качеством товара и конкурентоспособностью фирмы. Последняя напрямую зависит от конкурентоспособности продукта, которая, в свою очередь, в значительной степени определяется качеством товара. Таким образом, улучшая качество производимой продукции можно повысить уровень конкурентоспособности бизнеса и наоборот. В конце концов, качество товара определяет авторитет фирмы, рост процветания и возможности получения ею прибыли. Повышение качество товара должно выступать одной из ключевых целей любой организации и ее сотрудников.
Говоря о влиянии качества товара на конкурентоспособность, следует понимать, что в современном мире, когда спроса крайне высок, продать тому или иному рыночному сегменту можно даже самый низкокачественный товар. Однако, как только предложение начинает превышать спрос, качество продукции выходит на первый план, становясь одним из базовых критериев, составляющих основу потребительского выбора, и одним из важнейших факторов конкурентоспособности. Сегодня, в условиях высокой рыночной конкуренции борьба между товаропроизводителями и рыночными продавцами становится острой как никогда. Для того, чтобы не просто выжить, но и успешно развиваться в долгосрочной перспективе, компании должны заботиться о качестве поставляемой ими на рынок продукции и постоянно работать над повышением собственного уровня конкурентоспособности.
В целом справедливо говорить о том, что:
- качество товара служит одной из важнейших составляющих эффективности и рентабельности предприятия;
- качество продукта лежит в основе конкурентоспособности всего бизнеса;
- низкое качество предлагаемого рынку товара создает для фирмы определенные репутационные риски;
- качество товара является подконтрольной характеристикой, а потому подлежит управлению со стороны организации;
- работа над совершенствованием продукта и повышением его качества должна вестись непрерывно.
Повысить уровень конкурентоспособности, не обращая внимания на качество товара, практически невозможно!